Тема 5. Государство и гражданское общество

1. Государство

Государство это центральный, объединяющий общество политический институт, концентрирующий высшие властные полномочия и обладающее способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Возникает оно в 4-3 тыс.до н.э.

Государство – это политический институт, организующий совместную жизнь на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание норм и правил человеческого общежития.

Государство – это система официальных институтов, с помощью которых осуществляется легитимное насилие.

Долгое время термин «государство» отождествлялся с «обществом», только в 16 веке Н. Макиавелли использовал термин «stato» для обозначения структуры власти.

Теории происхождения государства:

- естественное происхождение государства – Аристотель – люди как социальные по своей природе существа, стремящиеся к совершенству и постоянно взаимодействующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство, которое способствует достижению морального совершенства.

- божественное происхождение государства – результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выявление высшей воли Творца. Именно Бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежит подчиняться.

- договорная теория – идея народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета. Народ соглашается создать государство и передает правителям определенные полномочия.

- теория насилия – государство было создано путем захвата и насилия над слабыми. Г. Гегель и Ф. Ницше – силовое происхождения государства крайне положительное явление, т.к. государство, проявляя в своей деятельности заложенную при его рождении силу, организует власть сильных над слабыми несет благо нуждающимся в защите людям.

Признаки государства:

- территория – законы, правила, постановления, нормы ограничивают поведение людей только на определенном пространстве;

- суверенитет – высшая власть издавать и устанавливать, отменять законы, нормы, правила для населения на его территории;

- монополия на легальное применения силы – физическое принуждение граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений, государственный контроль включает сознательное побуждение и мотивация граждан, вплоть до физического уничтожения, используя специальные органы – армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд – и средства – оружие, тюрьмы и т.д.;

- монополия на взимание с населения налогов и сборов, которые используются для материального подержания социальной организации совместной жизни: на оплату работы госслужащих, создание социальной инфраструктуры (больницы, школы и т.д.);

- символы – герб, флаг, гимн, денежные единицы и т.д.

Типы государств:

1. По форме территориального устройства:

- унитарное – все административные единицы не обладают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого;

- федерация – форма свободного объединения отдельных государств (регионов, штатов, субъектов), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центральной властью. Отдельные субъекты формируются на основе либо национальных (Бельгия), либо территориальных (Германия), либо смешанных (Россия) общностей граждан). Субъекты федерации могут обладать своей конституцией, устанавливать собственное гражданство.

- конфедерация – союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным государствам.

2. По форме государственного правления:

- монархии (единовластие) – источником и высшим выражением власти является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству, не зависящее от выбора населения.

= абсолютная монархия – высшие исполнительные и законодательные функции всецело принадлежат главе государства;

= конституционная монархия – власть правителя ограничена законодательными органами власти и реализуется в соответствии с конституцией;

= парламентская монархия – правитель выполняет представительные функции, не влияет на политические решения.

- республика – общественное дело – выборный характер высших органов гос.власти.

= парламентская республика – правительство и премьер-министр осуществляют политическую власть, президент - выполняет представительные функции;

= президентская республика – парламент и президент независимы друг от друга. Президент – глава исполнительной власти, избирается народом, назначает правительство. Парламент – законодательная власть.

3. по направленности:

- правовое государство – ориентация на ценности прав человека, их приоритет перед любыми законодательными актами государства, формируется на основе гражданского общества. Гражданам «разрешено все, что не запрещено законом», институтам власти «разрешено только то, на что они уполномочены законом».

- социальное государство – сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граждан, формирование духовной и материальной среды, в которой люди чувствовали бы себя самостоятельными, активными, защищенными гражданами. Предполагает адресную помощь нуждающимся слоям населения, предоставление им источников существования (работу, социальную помощь).

В современных государствах действует принцип разделения властей – распределение властных полномочий между ветвями власти.

Принцип разделения властей позволяет:

– четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа;

– осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства в государственном управлении и поддерживать равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий;

– предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры;

– гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самооценки личности.

Властные полномочия распределяются по горизонтали и вертикали. Разделение власти по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. Разделение власти по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами (ветвями власти) – законодательными, исполнительными и судебными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: