Современный этикет регламентирует поведение людей в быту и на рабо-те, в общественных местах и на улице, в гостях и различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах, соревнованиях.
Деловой этикет обозначает правила общения, взаимодействия и поведе-ния людей в процессе совместной профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеру и принятую форму деловой одежды. Правила делового этикета помогают сбли-жению экономических, финансовых интересов деловых людей, способствуют установлению деловых отношений с иностранными партнерами.
В книге " Деловой этикет " Джен Ягер (1994) предпринял попытку описать
принципы делового этикета:
v «делать все вовремя»(помнить о правилах вежливости,делать всрок, быть пунктуальным);
v «быть приветливым и доброжелательным» (недобрые замыслы ипоступки никогда не приведут к добрым делам и желаемым результатам);
v «не быть словоохотливым» (не распространяться о своей личнойжизни и не расспрашивать о чужой, говорить о личных делах коллег, уметь
|
|
хранить служебные тайны);
v «думать о других, а не только о себе» (показывать ценность новыхидей, проявления творчества в решении дел, изучать опыт других людей и сво-
их коллег);
v «говорить и писать хорошим языком» (уметь четко и кратко выра-
зить свою мысль, внимательно слушать собеседника, знать этикет делового письма, этикетные формы общения, правила служебного речевого этикета вла-
деть культурой устного выступления);
v «знать важные принципы этики общения по телефону» (обращаться
к собеседнику вежливо и корректно, не грубить; проявлять лаконичность, чет-кость и ясность в их изложении, уметь вести разговор без больших пауз, лиш-них слов, оборотов и эмоций; знать основные элементы композиции разговора,
иметь тщательно продуманный перечень главных и второстепенных вопросов); v «иметь деловой внешний вид» (соответствующую прическу и одежду,
избегать замечаний по поводу
4
Итак, правила делового этикета разумно регламентируют взаимодейст-вия в профессиональной сфере. Деловой этикет позволяет развивать и упрочи-вать важные этические нормы отношений. Наконец, деловой этикет - это куль-тура, к которой мы все должны стремиться, потому что это необходимое усло-вие успешной профессиональной деятельности, совершенствования общества и человека.
Новые понятия: этика,мораль,профессиональная этика,кодекс этики,структура профессиональной этики, этикет, деловой этикет.
Практические задания
|
|
1. Оцените следующие ситуации. В какой из них сотрудник нарушает правила этикета? А в какой - профессиональную этику?
Ситуация 1 | Ситуация 2 | |||||
Сотрудник фирмы в разговоре с дру- | Психолог фирмы жалуется на работни- | |||||
гим сотрудником критикует действие | ка (пациента) другому сотруднику. | |||||
отсутствующего сотрудника. |
2. Посредством осуществления своей будущей профессиональной дея-тельности вы хотите добиться успеха. При этом какие цели вы преследуете? Проранжируйте перечисленные ниже цели по степени важности для вас, при-своив наиболее важной - 1, а наименее важной - 10.
Ранг Цель личное и семейное благополучие
здоровье личное и близких
стремление к полноценной жизни и приобщение к культуре качество жизни (достаток, отдых, досуг)
праведность и добропорядочность жизни законопослушность и социальная бесконфликтность
сохранение и приумножение материальных, духовных и культурных ценностей семьи и рода
эффективность как работника
исполнение патриотического и гражданского предназначения
воспитание будущих детей
Проверочные вопросы
1. Как вы понимаете, что такое профессиональная этика?
2. Как вы считаете, у каких работников обязательно должен быть кодекс этики? Почему вы так думаете?
3. Ознакомьтесь с представленными в лекции принципами делового этикета Джена Ягера. Дополните данную классификацию своими принципами делового этикета (не менее 3-х).
5
4. Приведите примеры правил этикета, которыми вы пользуетесь в учеб-ной жизни.
5. Дополнительное задание на отдельную отметку. Сформулируйте 10 правил сетикета - правил поведения и общения в Сети, которых, по вашему мнению, должны придерживаться большинство в интернет-сообществах.
Список литературы
1.Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся об-щеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана - Граф», 2011.
2. Технология: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для общеобразова-тельных учреждений / Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.- М.: Вентана-Граф, 2016
3. Апресян Р. Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики.
4. Росенко М.Н. Основы этических знаний. М, «Лань», 2009.
5. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика.
6. Гуссейнов А. А. Размышления о прикладной этике.
7. Собрание кодексов профессиональной этики.
9. http://www.abccba.ru/index.php - этика, мораль, профессиональная
этика
10. http://www.aup.ru/books/m243/4_1.htm - Подопригора М.Г. Деловая этика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с. – Глава 3. Профессиональная этика.
Это интересно знать!