§ Сообщение о С. Есенине
Поэт родился в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьян. Начал обучение к Константиновском земском училище, затем обучался в церковно-учительской школе. Есенин приехал в Москву и поступил на работу в книжный магазин, продолжил работу в типографии. В 1913 году будущий поэт поступил в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет. Продолжал работу в типографии. Первые стихи С. Есенина были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирою».
§ Чтение учителем
- Какое настроение вызывает у вас стихотворение? (Немного грустное задумчивое.)
§ Чтение учащимися
- Представьте картины, описанные в стихотворении. Какие они?
- Как вы понимаете выражение «мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка»?
- Как вы думаете, как образовалось слово «стозвон»? Какие похожи слова вы знаете? (Звон, перезвон.)
- Когда «звенят» сосны? (В морозную погоду.)
- Почему лес мохнатый? (Весь в снегу, инее.)
- Какое ощущение у вас вызывает стихотворение?
- Как нужно его читать? (Спокойно, не торопясь.)
- Какая музыка подошла бы к этим стихам?
§ Чтение про себя под аккомпанемент музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года»
- Музыкальные звуки тоже помогают передать настроение. Какие изобразительные средства языка помогают автору передать свои ощущения! (Дети снова перечитывают стихотворение и выделяют необходимые средства: поет, аукает, баюкает, с тоской глубокою, седые облака, метелица ковром шелковым стелется и т. д.)
- А какие звуки зимы слышали вы?
§ Анализ текста
- Какие облака? Куда плывут?
- Где эта далекая страна? Какая она?
- С чем сравнивает поэт метелицу?
- Можно ли это слово заменить словом «вьюга»? (Нет.) Почему нет? (Вьюгу обычно характеризует слово «злая», а в этом стихотворении метелицахоть и холодная, но она нравится. Кажется, что она добрая, автор называет ее ласково и сравнивает с шелковым коврам.)
- С кем сравниваются воробышки? Какими вы их представили? (Нахохлившиеся, взъерошенные.)
- Мне кажется, что автор жалеет птичек. А как думаете вы? (Жалеет. Воробышки тоже называются ласково, сравниваются с сиротливыми детками, а к таким малышам относятся с сочувствием и любовью.)
- Какие слова и выражения в стихотворении вам особенно понравились? (Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает и т. д.)
- Что помогло ясно представить картину, описанную в стихотворении?
- А если бы этих красивых слов и словосочетаний не было. Смогли бы им прочитать произведение, опуская эти слова? Можно было бы считать его стихотворением?
- Посмотрите на картинку в книге. Что нарисовали бы вы?
Итог урока. Рефлексия
- Какое у вас настроение в конце урока?
- Какие виды работы понравились?
- Кто запомнил стихотворение наизусть?
- Вспомните главные слова урока. (Умей видеть красивое.) А красивое вот здесь, оно рядом – смотрите и любуйтесь. Читайте хорошие книги, прекрасные стихи, запоминайте, познавайте новое, и вы найдете тысячу слов, чтобы выразить свои чувства и мысли.
§ Метод незаконченного предложения:
ü Мне запомнилось...
ü Я понял, что...
ü Я научился...
ü Было трудно...
- Вспомните, о чем мы говорили в начале урока. («Изучать новое и сложное нелегко».) У этой фразы есть продолжение: «Но как интересно изучать новое!».
Домашнее задание
Стихотворение С.Есенина «Поёт зима - аукает» наизусть