Работа над стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Ход урока

Организационный момент

- Предлагаю поразмышлять над словами: изучать новое и сложное нелегко.

- Кому по душе эти слова? Какие качества нам будут необходимы? Вы готовы к работе?

 

Проверка домашнего задания.

§ Чтение наизусть стихотворения Н. А. Некрасова «Славная осень...»

§ Обсуждение творческих работ учащихся.

 

Введение в тему урока. Постановка цели урока

- Я хочу рассказать вам одну историю...

Когда-то, давным-давно, люди знали очень мало слов. Они пользовались только, как они считали, самыми нужными: «земля», «небо», «вода», «дерево», «человек». Иногда обычных слов не хватало. Девочка видела яркий цветок — и сердце хотело кричать от восторга, а не знало, как. Мужчины возвращались с охоты усталые, измученные и счастливые, но, бросив возле костра добычу, могли только сказать: «Еда». Люди видели яркое солнце, тем­ные тучи, искристые снега, но слов не могли найти. И они обратились к богам с просьбой дать им красивые и разные слова. Боги пообещали исполнить просьбу людей. Только предупредили: «Ваши слова будут даны вам по душе вашей, чувствам и по глазам вашим».

- Как вы понимаете слова богов? (Что человек чувствует, о том и говорит, если душа у человека добрая, то и слова ему даны, красивые.)

- Я хочу, чтобы мы с вами научились видеть, чувствовать и воспринимать красоту и могли для выражения своих чувств находить самые точные слова. Итак, главные слова нашего урока: «Умей видеть красивое».

- На этом уроке мы будем читать стихи, слушать музыку и говорить о настоящих чудесах и в первую очередь - о чуде красивой поэтической речи.

- Представьте зимний лес... Какой он? Какой цвет присущ зимнему лесу?

- Какие у вас возникают ощущения, когда вы видите зимние картины?
(Холод, как от прикосновения к металлу; мягкость, как ватное одеяло и т. д.)

- Какие разные у вас представления. Поэты, писатели, художники также по-разному смотрят на мир. А то, что они видят и чувствуют, передают в словах, образах, делясь с нами впечатлениями и приглашая нас в свой мир.


Работа над стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

- Обратите внимание на название произведения. Как вы думаете, каким будет настроение лирического героя, едущего в кибитке зимней ночью? (Скорее всего настроение лирического героя грустное, печальное.)

§ Первичное чтение стихотворения учителем

- Каким настроением проникнуто стихотворение «Зимняя дорога»?

- Подтвердились ли ваши предположения?

 

§ СЛОВАРЬ: борзая (тройка) - быстрая, резвая (тройка лошадей)

ямщик - человек, который правит лошадьми

вёрсты полосаты -  выкрашенные в чёрно-белые полосы дорожные столбы, при помощи которых в старину определялось расстояние между населёнными пунктами. Одна верста равнялась примерно 2км

одне - одни

 

§ Чтение учащимися

- Нарисуйте словесную картину, представленную в начале стихотворе­нии

- Прочитайте выразительно 1-ю часть.

- С помощью каких слов можно представить картину, описанную в произведении? («Волнистые туманы», «пробирается луна», «печальные поляны».)

- К каким изобразительным средствам они относятся? (Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны).

- Какие еще литературные приемы вы можете назвать? (Одухотворение: когда луна, как живое существо, «льет печально свет».)

- Какие слова повторяются в этой части стихотворения? Для чего автор дважды употребляет их? («Печальные», «печально»: они помогают понять настроение путешественника.)

- Прочитайте 2-ю и 3-ю части стихотворения. Как изменяется картина? (Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: «по дороге зимней», «тройка бежит», «колокольчик... гремит» и т. д.)

 

§ Прием «визуализации»

- Я предлагаю вам придумать киносюжет по данному фрагменту. «За кадром» звучит стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Общий план: высоко в темном небе желтая мутная луна, впереди раскину­лись бескрайняя степь, занесенная снегом, сквозь сугробы ведет дорога, по Краям которой стоят полосатые верстовые столбы. По дороге бежит трой­ни, далеко раздается звон колокольчика под дугой, слышна однообразная, заунывная песня ямщика. Крупный план: камера приближает к нам тройку. Ямщик одет в тяжелый тулуп, воротник тулупа поднят, на голове меховая шапка. Обут он в валенки. В кибитке сидит путешественник. Он зябко кутается в теплую шубу, ноги его укрывает медвежья шкура. Камера прибли­жает к зрителю лицо путника. Он погружен в невеселые думы. На лице его Печаль. Пролетая мимо камеры, кибитка движется дальше. Она удаляется, звон колокольчика становится тише.

- Кому удалось представить сюжет? Это ли вы предполагали увидеть?

 

§ Продолжение анализа стихотворения

-Какие звуки вы слышите, читая стихотворение? (Звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика.)

- Найдите строчки, характеризующие звуки? («Однозвучный колоколь­чик утомительно гремит», долгая песня ямщика.)

- Как вы понимаете значение слова «долгая»? (Долгая песня ямщика - значит длинная, долгозвучная, заунывная.)

- А какое действие она оказывает на путешественника? (Ему грустно тоскливо.)

- А на вас? Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное.

- А что для героя родное? («Разгулье удалое», «сердечная тоска».)

- Давайте вспомним, как звучит тема нашего урока? («Изображения действительности и внутреннего мира человека».)

Образ природы и образ человека взаимосвязаны между собой. Описывая природу, А. С. Пушкин изображает внутренний мир героя.

- Какое значение имеет в стихотворении слово «черный»? Только ли цвет оно обозначает? (Эпитет «черный»это не только цвет окружающих предметов, но и «цвет» настроения героягрусть.)

- Какие слова подтверждают, что настроение человека и настроение природы похожи? (Скучно, грустно.)

- Как вы будете читать стихотворение?

- Вернемся к названию стихотворения. Как вы думаете, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его настроению? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесенная снегом. Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять.)

Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами. За черной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.

- А какой вы представляете себе зиму? Расскажите, какая она - ваша  зима.

Действительно, для каждого человека зима разная. Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюжная, а красивая, пушистая и белоснежная!». Все зависит от того, как человек ее видит или хочет видеть.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: