Память – психический процесс, включающий в себя факты запоминания, хранения, воспроизведения полученной информации, эмоций, движений и образований всего того, что составляет образы дд. Благодаря памяти мы можем многократно использовать то, что мы однажды узнали и чему научились
Память помогает нам сохранить то, чего уже нет. Она и ее различные варианты (фото, рассказы, воспоминания) - форма существования нашего прошлого. Память связывает прошлое с настоящим и будущим человека. Благодаря ей, человек может осознать то, что когда-то происходило с ним и забылось, но продолжает влиять на него сейчас.
Основные процессы памяти: это запоминание, воспроизведение и забывание.
· Запоминание - главный процесс памяти, от него во многом зависит, насколько полно, точно и долго человек сохраняет информацию.
· Запоминание и воспроизведение могут быть произвольным или непроизвольным. Мы можем запомнить что-то как по собственному желанию, так и случайно, нечаянно, не прикладывая усилий. Точно так же можно вспомнить что-то, выученное специально, или припомнить что-то, случайно замеченное.
|
|
· Забывание - непроизвольный процесс. Протекание процессов запоминания и воспроизведения зависит от того, насколько важна данная информация для человека. Важные для нас, оставившие след в душе вещи мы помним долго. Незначительные события быстро забываются.
Виды памяти:
· По критерию длительности (оперативное – необходимо для выполнения текущей дд; кратковременная – хранение на непродолжительное время от 1 сек до нескольких часов; долговременная – запоминание на неограниченный срок)
· По характеру приобретения (генетическая и прижизненная – через опыт)
· По характеру психической активности (двигательная – запоминание; эмоциональность – запечатление, хранение всех пережитых эмоций, чувств; словесно – логическая – вербальное или систематическое явление продуктом культуры, включая все формы мышления, способы анализа)
· По критерию непроизвольности (произвольно и непроизвольное)
· По способу запоминания (механическая – зубрежка и смысловая – ассоциация и т.д.)
Процессы памяти:
· Запоминающие – кратковременные, долговременное запоминание информации с целью ее дальнейшем актуализации
· Сохранения – определение по длительности удержания информации
· Забывание – противоположность сохранению. Уменьшение возможности воспроизведения информации
Факторы, влияющие на продуктивность внимания:
· Мотивация
· Установка на запоминание
· Уровень бодрствования
· Характер запоминание материала
· Эмоциональная окраска материала
|
|
· Использование мимических материалов
Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Например, гимнастическое упражнение на параллельных брусьях, показанное на уроке, может быть запомнено в виде зрительных или мышечно-двигательных представлений, имеющих характер конкретного образа этого упражнения.