Мышление и речь (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже)

 

Речь – процесс общения по средству языка. Язык – система знаком, надиндивидуален.

Различия речь и язык:

· Язык принадлежит народу, надиндивидуален

· Речь всегда индивидуальна и субъективна

· Виды речи и языка не совпадают

· Никогда не встречаются нарушение языка

· Речь может иметь нарушения

Мышление - процесс отражения сознания человека в связи и отношений между предметами и явлениями действительности

Пиаже – у мышления и речи единые генетические корни, это интеллект

Выготский – у мышления и речи разные генетические корни. Изначально мышление и речь независимые ВПФ.

Речь – доинтеллектуальна

Мышление – доречевое

На втором году жизни ребенка эти две ПФ пересекаются, связь с тем, что открывает для себя значение слово.

Речь – интеллектуаьна

Мышление – речевое.

Эгоцентрическая речь - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех - пяти лет, а к концу дошкольного возраста практически исчезает. Дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получают на них ответа и нисколько этим не беспокоятся.

Эгоцентризм - термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других людей.

Эгоцентрическую мысль Пиаже считает связующим генетическим звеном, промежуточным образованием в истории развития мышления от аутического - подсознательного, индивидуального к направленному разумному - сознательному и социальному мышлению. То есть, ряд существенных положений Пиаже заимствует из психоанализа: то, что принцип удовольствия, управляющий аутистическим мышлением, предшествует принципу реальности, управляющему логикой разумного мышления. Биологическое и социальное представлены у Пиаже как две внешние и механически действующие друг на друга силы.

разговоры детей Пиаже делит на две группы:

· эгоцентрическая речь, в которой ребенок разговаривает сам с собой, ни к кому не обращаясь, Пиаже считает ее побочным продуктом детской активности (Выготский называет такую речь словесным аккомпанементом детской деятельности).

· социализированная речь, с которой ребенок обращается к другим: просит, требует, задает вопросы и т.д.

Выготский считает любую речь ребенка социальной, он делит ее на эгоцентрическую и коммуникативную. Эгоцентрическая речь возникает путем перенесения ребенком социальных форм коллективного сотрудничества в сферу личных психических функций. Выготский считает, что движение процесса развития детского мышления идет не от индивидуального к социальному (психоанализ и Пиаже), а, напротив, от социального к индивидуальному.

Эгоцентрическая речь не всегда свидетельствует об эгоцентрическом характере мышления ребенка. Она является не побочным продуктом деятельности ребенка, а важной переходной стадией в развитии внутренней речи.

Виды, функции и свойства речи

Речь – процесс общения по средству языка. Язык – система знаком, надиндивидуален.

Различия речь и язык:

· Язык принадлежит народу, надиндивидуален

· Речь всегда индивидуальна и субъективна

· Виды речи и языка не совпадают

· Никогда не встречаются нарушение языка

· Речь может иметь нарушения

Функции речи:

· Коммуникативная

· Информационная

· Волеизъявление

Основные виды речи человека:

· Внешняя (устная, письменная и чтение, говорение)

· Внутренняя – менее эмоциональная

· Эгоцентрическая (Пиаже – переходный этап в развитии речи и Выготский – по функции внутренняя, по форме внешняя

Устная речь - люди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными явлениями. Письменная речь основана на изображении символов на материальных носителях.

Внешняя звуковая речь осознается говорящим и воспринимается другими людьми. Внутренняя речь - особая разновидность. она участвует в управлении лишь внутренними психическими процессами, которые совершаются в голове человека (внутренняя речь беззвучна, не имеет очевидных проявлений).

Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который её использует, и психикой других людей - в этом выражается её регуляционная функция.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: