Память как ВПФ. Параллелограмм развития памяти

 

Память отражает или воспроизводит прошлое, пережитое человеком. Благодаря памяти значительно расширяются возможности отражения действительности - с настоящего до прошлого. Без памяти не было бы основанных на прошлом знаний и навыков. Не было бы психической жизни, которая смыкается в единстве человеческого сознания. Не было бы возможно непрерывное учение, которое проходит через всю жизнь человека и делает его тем, что он есть.

Память как единая функция - очень общая и элементарная способность к запечатлению (восстановлению) данных чувствительности, т.е. мнемическая функция.

Сохранение в памяти - динамический процесс, который осуществляется на основе и в условиях определенным образом устроенного усвоения, включающий выраженную переработку материала.

Запоминание - сознательная фиксация достигнутого в настоящий момент познания реалий в целях использования его в практической и теоретической деятельности в будущем, а припоминание - извлечение знаний для практической и теоретической деятельности, которая происходит в настоящем.

Параллелограмм развития памяти по Леонтьеву:

 "Именно в речи замыкаются необходимые для опосредствованного запоминания связи и создаются намерения".

Переход, совершающийся от внешнего опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто технической функции в функцию внутреннюю.

Детям разного возраста и взрослым предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками. Инструкция звучала так: "Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе позже припомнить слово". Конечно, изображения на карточках не были копиями предлагаемых для запоминания слов, а были лишь потенциально связаны с ними. Например, мог быть предъявлен ряд, включающий в себя слова "день", "праздник", "встреча", а в наборе карточек присутствовали рисунки петуха, глобуса и часов. Адекватная работа со стимулами-средствами состояла в установлении связи между словом - материалом для заучивания и изображенным подходящим объектом. Проверялась эффективность воспроизведения предъявленного списка слов.

В контрольных сериях эксперимента карточки испытуемым не давались. В исследовании приняло участие 1200 испытуемых.

Для наглядности представления обнаруженной закономерности А.Н. Леонтьев ограничился тремя группами:

· испытуемые дошкольного возраста;

· испытуемые младшего и среднего школьного возраста;

· взрослые испытуемые (и студенты).

Если присмотреться к графику, то можно увидеть, что он похож на параллелограмм. Поэтому и принцип развития памяти получил название "параллелограмм развития памяти". Его суть заключается в том, что начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (в данном случае карточек).

 

Мышление: основные потребности, виды, формы

 

Мышление - процесс отражения сознания человека в связи и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации. По Рубинштейну – это обобщённое и опосредованное отражение действительности. 

Особенности процесса мышления:

· опосредованность

· мышление опирается на знания об общих законах явлений. Мыслим обобщённо

· исходит из живого созерцания, но не сводится к нему

· всегда имеет словесную форму

· мышление человека всегда связано с практической деятельностью

Брунер: эволюция мозга и мышления связано с –

· изобретением механизмов

· изобретением радио и тв (сенсорные способности)

· изобретение компа (интеллекта)

Виды мышления по Выготскому:

· допонятийное (наглядно – действенное мышление опирается на действие с предметом и наглядно – образное опирается на образ 5-6 лет).

· Понятийное (абстрактно – логическо е мышление опирается на понятия)

Понятие – результат развития культуры. Оказывает обобщенное значение. Абстракт – логическое мышление, формируется с начала школьного обучения.

Виды по Рубинштейну:

· Практическое (применение на практике)

· Теоретическое

Другие виды:

· Аналитическое

· Интуитивное

· Репродуктивное (по образцу)

· Творческое (решение своим путем)

Формы мышления:

· Понятие – представление разных значений у людей (конкрет, абстракт, единич, общее)

· Суждение – связь между понятиями (общие, частные, единичные, ложные, истинные)

· Умозаключение – связь между мыслями, в итоге новое суждение

Мыслительные операции:

· Анализ – мысленное разложение целого на элемент

· Синтез – мысленное объединение элементов в целое

· Сравнение – определение различий и сходств

· Абстракция – мыслим отвлеченно от др. предмета, абстрагируем. Тесно связано с обобщением

· Обобщение – мыслим обобщенно, в общем виде

· Конкретизация – переход от абстракции к конкретной действительности

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: