Память отражает или воспроизводит прошлое, пережитое человеком. Благодаря памяти значительно расширяются возможности отражения действительности - с настоящего до прошлого. Без памяти не было бы основанных на прошлом знаний и навыков. Не было бы психической жизни, которая смыкается в единстве человеческого сознания. Не было бы возможно непрерывное учение, которое проходит через всю жизнь человека и делает его тем, что он есть.
Память как единая функция - очень общая и элементарная способность к запечатлению (восстановлению) данных чувствительности, т.е. мнемическая функция.
Сохранение в памяти - динамический процесс, который осуществляется на основе и в условиях определенным образом устроенного усвоения, включающий выраженную переработку материала.
Запоминание - сознательная фиксация достигнутого в настоящий момент познания реалий в целях использования его в практической и теоретической деятельности в будущем, а припоминание - извлечение знаний для практической и теоретической деятельности, которая происходит в настоящем.
|
|
Параллелограмм развития памяти по Леонтьеву:
"Именно в речи замыкаются необходимые для опосредствованного запоминания связи и создаются намерения".
Переход, совершающийся от внешнего опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто технической функции в функцию внутреннюю.
Детям разного возраста и взрослым предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками. Инструкция звучала так: "Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе позже припомнить слово". Конечно, изображения на карточках не были копиями предлагаемых для запоминания слов, а были лишь потенциально связаны с ними. Например, мог быть предъявлен ряд, включающий в себя слова "день", "праздник", "встреча", а в наборе карточек присутствовали рисунки петуха, глобуса и часов. Адекватная работа со стимулами-средствами состояла в установлении связи между словом - материалом для заучивания и изображенным подходящим объектом. Проверялась эффективность воспроизведения предъявленного списка слов.
В контрольных сериях эксперимента карточки испытуемым не давались. В исследовании приняло участие 1200 испытуемых.
Для наглядности представления обнаруженной закономерности А.Н. Леонтьев ограничился тремя группами:
· испытуемые дошкольного возраста;
· испытуемые младшего и среднего школьного возраста;
· взрослые испытуемые (и студенты).
Если присмотреться к графику, то можно увидеть, что он похож на параллелограмм. Поэтому и принцип развития памяти получил название "параллелограмм развития памяти". Его суть заключается в том, что начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (в данном случае карточек).
|
|
Мышление: основные потребности, виды, формы
Мышление - процесс отражения сознания человека в связи и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации. По Рубинштейну – это обобщённое и опосредованное отражение действительности.
Особенности процесса мышления:
· опосредованность
· мышление опирается на знания об общих законах явлений. Мыслим обобщённо
· исходит из живого созерцания, но не сводится к нему
· всегда имеет словесную форму
· мышление человека всегда связано с практической деятельностью
Брунер: эволюция мозга и мышления связано с –
· изобретением механизмов
· изобретением радио и тв (сенсорные способности)
· изобретение компа (интеллекта)
Виды мышления по Выготскому:
· допонятийное (наглядно – действенное мышление опирается на действие с предметом и наглядно – образное опирается на образ 5-6 лет).
· Понятийное (абстрактно – логическо е мышление опирается на понятия)
Понятие – результат развития культуры. Оказывает обобщенное значение. Абстракт – логическое мышление, формируется с начала школьного обучения.
Виды по Рубинштейну:
· Практическое (применение на практике)
· Теоретическое
Другие виды:
· Аналитическое
· Интуитивное
· Репродуктивное (по образцу)
· Творческое (решение своим путем)
Формы мышления:
· Понятие – представление разных значений у людей (конкрет, абстракт, единич, общее)
· Суждение – связь между понятиями (общие, частные, единичные, ложные, истинные)
· Умозаключение – связь между мыслями, в итоге новое суждение
Мыслительные операции:
· Анализ – мысленное разложение целого на элемент
· Синтез – мысленное объединение элементов в целое
· Сравнение – определение различий и сходств
· Абстракция – мыслим отвлеченно от др. предмета, абстрагируем. Тесно связано с обобщением
· Обобщение – мыслим обобщенно, в общем виде
· Конкретизация – переход от абстракции к конкретной действительности