Информационный материал

 

                                                        “Знай, мой друг, вражде и дружбе цену.

                                                          И судом поспешным не греши.

                                                           Гнев на друга, может быть, мгновенный

                                                          Изливать покуда не спеши.”

                                         Р. Гамзатов.

 

Как известно, служебные отношения влияют на настроение людей, создают микроклимат в коллективе. Ведь не секрет, что деловые отношения связаны с быстро меняющимися ситуация­ми, а это, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конф­ликтными ситуациями. Как только возникает конфликт, сразу «срабатывают» наши эмоции, мы испытываем напряжение, дис­комфорт и наносим вред своему здоровью и здоровью участни­ков конфликта.

В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

Великий персидский писа­тель и мыслитель Саади (между 1203 и 1210—1292) по этому поводу писал:

 

«Разгневан — потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно»

 

Поэтому каждому культурному человеку полезно иметь элементарные представления о конфликтах, о способах достойного выхода из них и правилах поведения в конфликтных ситуациях.

 

Конфликт и его структура

 

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это столкнове­ние противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению.

В психо­логии выделяются следующие типы конфликта:

· Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудов­летворенности человека какими-либо обстоятельствами его жиз­ни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

· Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовмести­мости их взглядов, интересов, целей, потребностей.

· Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.

· Конфликт между группой и личностью проявляется как проти­воречие между ожиданиями отдельной личности и сложившими­ся в группе нормами поведения и общения.

 

Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом не­достаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках.

 

Причинами конфликта могут быть:

· индивидуально-личностные особенности партнера по об­щению

неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние.

· бестактность и отсутствие желания трудиться,

потеря интереса к работе.

 

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогеныслова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.

Однако сам по себе «конфликтоген-одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть цепочка конфликтогенов — их эскалация, т. е. когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто выбирая самый сильный из всех возможных.

Как же происходит обмен «любезностями»?

 

Получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» отвечает «обидой на оби­ду», чтобы компенсировать свой психологический проигрыш. При этом его ответ не должен быть слабее, поэтому для полной уверенности он делается с «запасом» (трудно же удержаться от соблазна проучить обидчика?!). В результате сила конфликтоге­нов возрастает.

 

Выделяются следующие основные типы конф­ликтогенов:

1) стремление к превосходству;

2) проявление агрессии;

3) проявление эгоизма.

 

 

Для того чтобы в процессе общения и взаимодействия с други­ми людьми избежать конфликтогенов, следует:

1) помнить, что любое неосторожное высказывание может спровоцировать конфликт (за счет эскалации конфликтогенов);

2) проявлять эмпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение и представить, как отзовутся в его душе ваши сло­ва, действия и поступки.

 

ü Для того чтобы понять сущность конфликта и эффективно раз­решить его, необходимо обратиться к одной из формул конфликта:

 

конфликтная ситуация + инцидент — конфликт,

 

где конфликтная ситуация это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта;

инцидент — это стече­ние обстоятельств (искры), которые являются поводом для конф­ликта;

конфликт — это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.

 

Конфликт =

   Участники конфликта +

            Объект конфликта +

               Конфликтная ситуация +

                                             Инцидент.

 

 Разрешение конфликта

Разрешение конфликта - процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, устранение причины конфликтной ситуации.

 

Разрешить конфликт — значит:

 

1) устранить конфликтную ситуацию;

2) исчерпать инцидент.

 

Однако, как показывает практика, в жизни встречается мно­го случаев, когда по объективным причинам невозможно устра­нить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инци­дента.

 

 

Стратегия и тактика в конфликтной ситуации

 

По способу разрешения конфликты подразделяются на

· про­дуктивные (конструктивные)

· непродуктивные (деструктив­ные).

 

Деструктивные конфликты — это конфликты, при которых раз­рушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

 

Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отно­шений и предполагают пять стратегий поведения:

· соперничество,

· сотрудничество,

· компромисс,

· приспособление

· избегание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: