Формирование и представление бухгалтерской отчетности

Оборотными ведомостями называют специальные таблицы, в которых проводятся обобщение и проверка данных всех учетных объектов.

Оборотные ведомости составляются отдельно по синтетическим и аналитическим счетам за каждый отчетный период.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам - это таблица, отражающая обороты и остатки по синтетическим счетам, заполняется она на основании данных всех синтетических счетов, ведущихся на предприятии. В ней записываются наименование синтетического счета, его номер (шифр), затем приводятся три пары колонок.

1. Начальное сальдо. Первая пара итогов: равенство начального остатка по дебету и кредиту вытекает из равенства итога актива и пассива баланса на начало отчетного периода.

2. Обороты (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год). Вторая пара итогов: равенство оборотов по дебету и кредиту обусловлено методом двойной записи операций на счетах в одинаковой сумме.

3. Конечное сальдо. Третья пара итогов: равенство конечных остатков по дебету и кредиту вытекает из равенств первой (равенства средств и источников) и второй пары (метода двойной записи) итогов.

Ошибки, которые не выявляет оборотная ведомость при записях хозяйственной операции на счетах:

правильная корреспонденция счетов с одинаково неверной суммой;

неверная корреспонденция счетов с одинаково правильной суммой;

не указана корреспонденция счетов по хозяйственной операции.

Равенство итогов оборотной ведомости при таких ошибках не нарушается.

Назначение оборотной ведомости по синтетическим счетам - контрольное: проверка полноты и правильности записей на счетах.

Для проверки правильности записей по аналитическим счетам данные оборотной ведомости по аналитическим счетам сверяют с данными своего синтетического счета - они должны быть равны.

Оборотная ведомость по аналитическим счетам включает показатели натуральные и стоимостные или только стоимостные в зависимости от строения аналитических счетов.

Особенности составления оборотно-сальдовой ведомости:

итоги сальдо и оборотов по кредиту и дебету должны совпадать, быть точными и обоснованными как по отчетности в целом, так и по каждому счету и субсчету в отдельности;

на начало года сальдо по всем счетам должны соответствовать показателям оборотно-сальдовой ведомости на конец прошлого года;

не должно быть образования минусового или кредитового значения на сальдо по активным и имущественным счетам, а также формирования минусового или дебетового значения на сальдо пассивных счетов. На балансовых счетах 90,91 и 99 сальдо должно отсутствовать на начало и конец отчетного года;

должно быть подтверждение данных инвентаризации по сальдо на конец отчетного года по счетам активов и пассивов по имуществу, расчетам, обязательствам, контрагентам и прочее;

должны быть проверены логичность и соответствие сальдо и оборотов по взаимосвязанным счетам;

нельзя проводить зачет в бухгалтерской отчетности между статьями пассивов и активов, убытков и прибылей, за исключением случаев, когда это прописано положении по бухгалтерскому учету. На основании данного правила, сальдо по обязательствам в ведомости должно быть отражено «развернуто», т.е. без суммирования. Другими словами, имеющееся дебетовое сальдо отражается в соответствующей статье актива баланса, а кредитовое - по статье пассива. Отражать свернутую сумму можно в том случае, если организация имеет отложенные налоговые активы и обязательства, которые учитываются при определении налога на прибыль.

Шахматная ведомость - это свод оборотов по счетам, служащий для раскрытия их содержания и проверки правильности корреспонденции счетов.

Шахматная оборотная ведомость заполняется для определения оборотов по дебету и кредиту счетов с тем, чтобы заполнить оборотно-сальдовую ведомость за отчетный период. Обороты по дебету всех счетов должны быть равны оборотам по кредиту всех счетов за отчетный период, в противном случае допущена ошибка, которую необходимо найти и исправить.

Бухгалтерский баланс как форма бухгалтерской отчетности характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

Балансовое обобщение предполагает синтетический, обобщенный характер информации, позволяющий свести частные показатели, отдельные информационные взаимосвязи в едином измерителе в целостную систему обобщенных данных.

Одним из показателей финансового положения предприятия является ликвидность средств, т.е. скорость превращения средств в деньги. Поэтому доминирующим признаком при характеристике активов является их ликвидность. В современных российских балансах отдается предпочтение признаку возрастания ликвидности. Актив начинается с представления внеоборотных, а затем оборотных активов. Внеоборотные активы приобретаются предприятием не для продажи, они не предназначены для быстрого обращения в реальные деньги; они имеют длительный срок использования (более года). Характеристикой данных активов, является способность приносить доход длительный период времени. Самыми ликвидными считаются денежные средства предприятия, которые отражаются на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные Счета», 52 «Валютные счета».

В пассиве приведены собственники имущества, состав которого раскрывается в активе баланса.

Экономически однородный вид имущества в активе или источников его формирования в пассиве принято называть статьей баланса. Каждая статья приведена в балансе по соответствующей строке, которая имеет свой код (шифр).

В зависимости от стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначения различают разные виды бухгалтерских балансов: вступительный, текущий, заключительный (годовой), разделительный, передаточный, сводный (консолидированный), ликвидационный.

Балансирующим показателем во вступительном балансе выступает уставный капитал, поскольку на этом этапе нет другого источника поступления из-за отсутствия хозяйственной деятельности.

При составлении заключительного баланса таким показателем выступает финансовый результат (прибыль или убыток) организации.

Для всех других видов бухгалтерского баланса балансирующим показателем могут выступать как уставный капитал организации, так и финансовый результат ее деятельности.

Бухгалтерский баланс формируется с целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей. В балансе все объекты сгруппированы по определенным экономическим признакам. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь.

Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия. К ним относятся:

общая стоимость имущества предприятия;

стоимость иммобилизованных активов (т. е. основных и прочих внеоборотных средств);

стоимость оборотных средств;

величина дебиторской задолженности;

сумма свободных денежных средств (включая ценные бумаги и краткосрочные финансовые вложения);

стоимость собственного капитала;

величина заемного капитала;

величина долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов; величина кредиторской задолженности.

Таким образом, бухгалтерский баланс - это способ отражения в денежной оценке имущества предприятия по составу и источникам его финансирования на определенную дату. Он определяет состав и структуру имущества предприятия. Баланс позволяет дать общую оценку изменения имущества предприятия, выделить в его составе оборотные и внеоборотные активы, изучить динамику его структуры.

Для обобщения информации на всех предприятиях, устанавливается отчетный период (1 месяц) и дата подведения итогов (1-ое число месяца, следующего за отчетным).

Обобщение происходит в несколько этапов:

1. Подсчет оборотов по всем аналитическим и синтетическим счетам, выведение остатка (конечное сальдо),

2. Взаимная сверка аналитического и синтетического учета.

3. После сверки данных аналитического и синтетического учета приступают к проверке правильности сумм на всех синтетических счетах. Для этого составляют оборонную ведомость по синтетическим счетам за месяц, в которую заключается сальдо начальное по каждому счету, обороты и сальдо конечное.

В результате должно получится три пары равных итогов:

сальдо начальное по дебету = сальдо начальное по кредиту;

оборот по дебету = оборот по кредиту;

сальдо конечное по дебету = сальдо конечное по кредиту.

Для проверки логических ошибок используются:

вертикальный или структурный анализ. В данном случае аудитор может оценить вклад каждого показателя «в общую картину» отчетности. По окончании вертикального анализа формируется итоговая структура финансовых показателей. Такому анализу могут подвергаться практически все параметры: активы, себестоимость, ассортимент производимой продукции и другие.

сравнительный анализ. Включает в себя элементы сравнения отдельно взятого показателя в бухгалтерской отчетности данного предприятия с аналогичным показателем в финансовой деятельности другого предприятия (например, конкурента или сравнение со средним показателем по отрасти), работающего в такой же отрасли. Сравнительный анализ позволяет производить сравнительные операции между: реальными данными и плановыми, реальными данными и нормативными, показателями данного периода с показателями предыдущего периода, показателями данного предприятия с показателями другого предприятия или отрасли в целом.

анализ относительных показателей (коэффициентный анализ). Этот вид анализа позволяет определить соотношение между разными параметрами бухгалтерской отчетности для установления взаимосвязей между ними.

трендовый анализ. В результате сравнения каждой позиции отчетности по разным периодам определяется основной тренд (тенденция) в динамике развития. Таком образом, исключаются случайные явления, не свойственные для данного предприятия, обусловленные каким-то отдельным временным периодом.

факторный анализ. Позволяет выявить влияние какого-либо фактора (внешнего или внутреннего) на итоговое значение показателей.

Вышеперечисленные методики могут использоваться на любом этапе аудита. Главным условием успешного проведения финансового анализа является качество анализируемой информации. Она должна быть достоверной, нейтральной (т.е. без акцентов на удовлетворение интересов какой-либо из сторон аудита), правдивой и понятной для аудитора.

В ходе анализа формулируется оценка производственной деятельности предприятия, определяются качественные и количественные характеристики производственных ресурсов (основные средства, объемы реализации продукции или услуг, качество продукции, значения по заработной плате и т.д.).

Отчетность организации - это система показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период; по существу, это особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства за определенный период.

Значение отчетности - в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Достоверность базируется на информации не только бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств. Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самой организации, так и ее филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в т. ч. выделенных на самостоятельные балансы.

По назначению различают внешнюю и внутреннюю отчетность. Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта.

По периодичности различают годовую и промежуточную отчетность. Отчетность, составляемая по состоянию на конец отчетного года, - это годовая отчетность. Отчетность, составляемая на внутригодовую дату, - это промежуточная отчетность.

По степени обобщения отчетных данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную отчетность. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта - юридического лица.

В зависимости от содержания различают: бухгалтерскую, статистическую, управленческую, налоговую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: