Прочитайте эпизод «Григорий убивает австрийца» (часть 3, глава 5)

Конспект урока литературы

 Дата 11.04.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Правдивое изображение войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: определить приемы изображения картин Гражданской войны в романе Шолохова, проследить, как переплетаются трагедия целого народа и судьба одного человека, как отражается проблема гуманизма в эпопее.

Основные понятия:

Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров.

Гуманизм – этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.

Идейность литературы – это (от греч. idea) идейная направленность произведения, зависящая от глубины и верности мировоззрения писателя и определяющая значительность содержания произведения.

Новаторство – обогащение литературы новыми художественными открытиями.

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Эпос – произведение, которое обнимает в единой цельной картине все движущие силы эпохи.

ВАЖНО!

Роман–эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова посвящён одному из самых драматичных периодов в истории нашей страны – времени братского кровопролития. Гражданская война поделила русское общество на два мира и два цвета – красный и белый. А как же быть тем людям и целым народам, кто не желал делать выбор, кто хотел ценить свою историю и традиции, а не становиться частью новой системы? Шолохов разворачивает эпическую картину, в которой свой выбор должны сделать донские казаки – народ вольный, архаичный, со своим строгим кодексом. Перед читателями выстраивается сложная система характеров и отношений, полных драматизма. Писатель изображает смутное время, судьбы людей, а над всем этим стоит главный судья – река Дон, символизирующая движение во времени.

Используемая литература:

 

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Литература 11 класс Урок№42 - «Мир, расколотый надвое…" по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». https://www.youtube.com/watch? – Дата обращения 10.04.2020

2.Фильм «Тихий Дон» (3- х серийный художественный фильм 1957 г.) Экранизация одноименного романа Михаила Шолохова. На фоне жизни донского казачества зарождается любовь Григория Мелехова и Аксиньи - любовь страстная и запретная, стыдная и не знающая удержу. https://yandex.ru/video/preview/ Дата обращения 10.04.2020

Презентация к уроку по теме: «Изображение войны в романе – эпопее «Тихий Дон» М.Шолохова»

Ход урока

  Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

Война — сначала Первая мировая, потом гражданская — антитеза мирной жизни. «Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мировой истории.

Цель нашего урока: определить приемы изображения картин Гражданской войны в романе Шолохова, проследить, как переплетаются трагедия целого народа и судьба одного человека, как отражается проблема гуманизма в эпопее.

За любовной линией сюжета романа Шолохова встает гражданская война. Она влетает в жизнь людей пулей, забирает их и нарушает привычный уклад. Война в произведении «Тихий Дон» жестока своей реальностью и правдивостью.

2. Объяснение нового материала.

Объясняющий модуль.



Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Изображение Первой мировой войны в романе.

2. Изображение Шолоховым картин гражданской войны.

 3.Эпитеты войне.

 4.Трагизм войны.

«Тихий Дон» – это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Знакомясь с героями произведения, мы заметим у каждого свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» почувствуют все.

Изображении Первой мировой войны в романе.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Начиная с третьей части романа трагическое определяет тональность повествования. Этот мотив звучит уже в эпиграфе и обозначается датой «В марте 1914…»

Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война», – все это связано с датой – 1914. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война…» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:

«– Милая ты моя... говядинка! – И долго укоризненно качал головой».

Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно высказано в конце седьмой главы: «Эшелоны…Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».

Глазами казаков мы увидим, как «вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб», как «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы». И каждый, глядя на «неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами хлеб», вспоминал свои десятины и «черствел сердцем». Эти воспоминания-наплывы освещают как бы изнутри ту драматическую ситуацию, в которой оказались казаки на войне.

Прочитайте эпизод «Григорий убивает австрийца» (часть 3, глава 5).

Л. Н. Толстой писал: «Война есть сумасшествие». Сумасшествие не только потому, что обесценивает жизнь, но и потому, что калечит душу и затмевает разум.

Именно «распаленный безумием, творившимся кругом», ринется Григорий Мелехов с шашкой на обеспамятевшего от страха австрийца «без винтовки, с кепи, зажатым в кулаке» (кн. 1, ч. 3, гл 5).

Ощущающий свою беззащитность, австриец в изображении Шолохова обречен на смерть: «Квадратное, удлиненное страхом лицо австрийца чугунно чернело. Он по швам держал руки, часто шевелил пепельными губами… Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза…»

Жуткая картина во всех подробностях долго будет стоять перед глазами Григория, мучительные воспоминания будут долго беспокоить его. При встрече с братом он признается: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они и выплюнули… Меня совесть убивает…»

Григорий с интересом наблюдал за изменениями, происходившими с товарищами по сотне: «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной». Автор останавливает наше внимание на тех, кого считает «нравственно искалеченными» войной.

Глазами Григория читатель увидит «боль и недоумение», таящиеся в уголках губ Прохора Зыкова, заметит, как «обуглился и почернел, нелепо похахивал» однохуторянин Григория Емельян Грошев, услышит, как наполнилась «тяжкими непристойными ругательствами» речь Егорки Жаркова.

Наиболее зловещей фигурой будет, конечно, Алексей Урюпин, по прозвищу Чубатый, преподающий Григорию не столько «сложную технику удара», сколько легкую технику убийства: «Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто… Ты казак, твое дело – рубить, не спрашивая. В бою убить врага – святое дело… Поганый он, человек… нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки» (кн.1, ч. 3, гл. 12).

Перемены и в самом Григории были разительны: его «гнула… война, высасывала с лица его румянец, красила его желчью». И внутренне он стал совершенно другим: «Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости… знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства» (часть 4, глава 4).

В эпическое повествование врывается голос автора: «Властно тянули к себе родимые курени, и не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой». Каждому хотелось дома побывать, «хучь одним глазком глянуть». И, словно выполняя это желание, Шолохов рисует хутор, «по-вдовьему обескровленный», где «шла жизнь на сбыв – как полая вода в Дону». Авторский текст звучит в унисон со словами старинной казачьей песни, которая стала эпиграфом романа.

Так через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, описание-обобщение, лирические отступления Шолохов ведет нас к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: