Название | Установки и принципы | Представители |
Пролеткульт | 1. Просвещение и приобщение к культуре широчайший кругов народных масс; 2. классовый принцип в подходе к литературным фактам; 3. провозглашение необходимости создания пролетарской литературы; 4. признание классики, созданной представителями иных классов, непригодной для победившего класса. | Идеологи: А. Богданов, В. Плетнев |
«Серапионовы братья» | 1. традиционные представления о литературе, о самоценности творчества; 2. провозглашение общечеловеческого, а не классового значения литературы; 3. свобода от политического диктата. | Вс. Иванов, М. Слонимский, М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Л. Лунц, Н. Тихонов и др. |
ЛЕФ (Левый фронт искусств) | 1. представление об искусстве как о «жизнестроении»; 2. провозглашение художника мастеровым, выполняющим социальный заказ; 3. революция формы (новое искусство не может пользоваться старыми формами); 4. отрицание роли вымысла в создании произведения, провозглашение «литературы факта». | В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Кирсанов, О. Брик, В. Шкловский и др. |
ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка) | 1. задача литературы – создание эффекта необычности («остранение» - представление любого обыденного предмета в странном, необычном виде); 2. самоценность художественного новаторства в области формы; 3. полное игнорирование идеологии. | В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов, Е Поливанов, О. Брик и др. |
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) | 1. нетерпимость к здравому смыслу как к мировоззрению обывателей; 2. выработка не только нового поэтического языка, но и нового ощущения реальности; 3. активная борьба с реализмом, обращение к алогизму, абсурду, гротеску. | (К. Вагинов, А. Веденский, Д. Хармс, Н. Заболоцкий и др.) |
|
|
А.М. Горький «Несвоевременные мысли»
Первая публикация – в газете «Новая жизнь» (апрель 1917-май 1918 гг.), после чего газета была закрыта, а «несвоевременные мысли» - запрещены. Впервые переизданы в 1988 году (Литературное обозрение, 1988. № 9,10,12)
Идеал Горького:
«героизм духа» – пролетариат призван внести в жизнь «великую и благостную идею новой культуры, идею всемирного братства», «революция даст нам возможность свободной работы, всестороннего творчества».
Объекты критики Горького:
анархия первых лет революции – энергия масс направлена не на созидание, а на разрушение;
революционные власти – неспособность к аналитическому подходу к каждому конкретному факту, отсюда бессмысленная беспощадность по отношению к правым и виноватым; оторванность от масс; запрет свободы слова; неспособность организовать «большую волю восставших» – стихию, вырвавшуюся на свободу; равнодушие к проблеме духовного развития пролетариата;
|
|
русское крестьянство – камень преткновения, делающий невозможной социальную революцию в стране.
Центральная политическая идея Горького:
«Только единство демократии позволит спасти революцию от полной гибели».
С.А. Есенин
(1895-1925)
Период | Основная тематика и проблематика; особенности поэтики | Примеры |
1. Период раннего творчества (1910 –1916) | Неокрестьянская поэзия: тема «соломенной Руси», тема русской природы; проблема взаимосвязи человека и природы, любви «ко всему живому»; тема любви; христианские мотивы; обращение к фольклорной традиции. | «Выткался на озере алый свет зари…»; «Береза», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В хате», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и др. |
2. Период зрелого творчества (1917-1925) | 1. Увлечение имажинизмом (расширение границ художественной выразительности - изощренная метафоричность, неожиданные сравнения и др.) Расширение тематики: тема революции, воспринимаемой как грандиозная ломка патриархального мироустройства, тема «Руси уходящей», проблема внутреннего мира человека, живущего в переломный период и т.д. 2. Обращение к классической традиции: тема быстротечности человеческой жизни, тема непрерывности бытия, проблема обретения покоя, мотив грусти, ностальгии по ушедшему. | «Закружилась листва золотая…», «Сорокоуст», «Русь советская», «Русь уходящая», «Я последний поэт деревни…», «Исповедь хулигана» и др.; «Не жалею, не зову, не плачу…»; «Заметался пожар голубой…», «Неуютная жидкая лунность…», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», цикл «Персидские мотивы» и др. |
Литературный процесс 1930 -1950х гг.
Социалистический реализм – художественное направление, возникшее в России в начале XX в. (первым произведением соцреализма традиционно принято считать роман А.М. Горького «Мать», 1905) и активно пропагандировавшиеся вплоть до середины 80-х гг. в советском искусстве и искусстве стран социалистической ориентации. К 30-м гг. XX в. сформировалась центральная философско-эстетическая установка этого художественного направления и окончательно утвердился термин «социалистический реализм».
Основные идеологические и эстетические установки:
1. используя при создании своих произведений реалистическую форму, представители социалистического реализма видели свою задачу в утверждении идеалов новой социалистической реальности и изображении исторически конкретных реалий жизни в их революционном развитии к социализму и коммунизму;
2. преобладание коллективного над индивидуальным;
3. специфический «революционный» гуманизм;
4. оптимистический пафос;
5. политическая ангажированность и идеологическая тенденциозность;
6. неприкрытый дидактизм;
7. нетерпимость к альтернативным художественным направлениям.
8*. отражение черт неомифологического сознания в поэтике. Например, в романе М. Горького «Мать» представлен вариант мифа о Христе и Богородице, в романе А. Серафимовича «Железный поток» прочитывается ветхозаветный миф об исходе иудейского народа из египетского плена, в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого создается неомиф о человеке-машине, воплощающий излюбленную идею времени о человеке, который должен стать «колесиком и винтиком» в общем деле.
А.П. Платонов
(1899-1951)