Предметность (вещность) | Тонкие психологические состояния лирической героини переданы через описания обычных предметов, вещей, окружающих человека в его каждодневной жизни | Н., Подушка уже горяча С обеих сторон… - состояние напряженного ожидания встречи с возлюбленным передается через прозаический образ подушки |
Романность | В небольших по объему стихотворениях заложена потенциальная возможность подробного развертывания ситуации, так что из стихотворения может вырасти целый роман. Книги стихов организованы таким образом, что отдельные тексты могут уравниваться с главами «лирического романа» с очевидным сюжетом, конфликтом. | Н., «Хочешь знать, как все это было…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король» и др. |
Драматургичность | Взаимоотношения лирической героини с другими персонажами стихотворений сборников построены по принципу явного или скрытого диалога, как в драматургическом произведении | Н., «Мне голос был…», «Я пришла к поэту в гости…», «Высоко в небе облачко серело…» и др. |
|
|
ФУТУРИЗМ
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – направление авангардного искусства, возникшее в начале XX века, наиболее широко распространенное в Италии и России.
Авангард (от фр.avant-garde - передовой отряд) – один из основных принципов создания художественной реальности наряду с модернизмом, но если модернизм элитарен по своей природе, то эстетическая позиция авангардного искусства демократична.
Основные черты авангарда:
1) установка на активное, порой даже агрессивное воздействие факта искусства на человека;
2) эпатирующий и шокирующий характер произведений как на уровне формы, так и на уровне содержания;
3) броскость, необычность поэтики.
Основные черты философии и эстетики футуризма:
1) стремление воплотить те черты современного мира, которые представлялись футуристам основными - энергию, риск, дерзость, скорость. Старые формы для этого казались им непригодными;
2) намерение осуществить реформу поэтического языка посредством введения «свободного» синтаксиса, звукоподражания, словотворчества и др.;
3) тяготение к технократическим, урбанистическим, милитаристическим темам;
4) подчеркнуто эпатирующий характер произведений.
В.В. Маяковский
(1893-1930)
Ранняя лирика – поэзия контрастов:
Специфика проявления контраста | Отражение в тексте |
Изощренная метафоричность (сближаются далекие друг от друга – контрастные – понятия и вещи) | Например, «Улица»: «Лебеди шей колокольных гнитесь в силках проводов/ В небе жирафий рисунок готов/ Выпестрить ржавые чубы…» – воедино сливаются изначально противопоставленные друг другу образы природного мира и мира современного города. |
Внешний эпатаж и внутренняя незащищенность | Например, «Себе любимому посвящает эти строки автор»: «В какой ночи бредовой, недужной какими Голиафами я зачат такой большой и такой ненужный»; «Вам!»: «Вам ли, любящим баб да блюда,/ жизнь отдавать в угоду?!/ Я лучше в баре блядям буду/ подавать ананасную воду!» |
Ощущение несоответствия мечты и реальности | Например, «Нате!»: «Через час отсюда в чистый переулок/ вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,/ а я вам открыл столько стихов шкатулок, / я – бесценных слов мот и транжир». |
Мажорный тон, победительная уверенность в себе и внутренняя драматичность | Например, «Послушайте!»; «А все-таки»: «И бог заплачет над моей книжкой!/ Не слова – судороги, слипшиеся комом;/ и побежит по небу с моими стихами под мышкой/ и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым»; «Дешевая распродажа»: «…Все, чем владеет моя душа,/ а ее богатства пойдите смерьте ей! -/ великолепие, / что в вечность украсит мой шаг,/ и самое мое бессмертие,/ которое, громыхая по всем векам,/ коленопреклоненных соберет мировое вече, -/ все это – хотите? -/сейчас отдам/ за одно только слово/ ласковое,/ человечье». |
Стремление быть поэтом толпы и чувство одиночества | Например, «Несколько слов обо мне самом»: «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!»; «России»: «Вот иду я заморский страус в перьях строф размеров и рифм / Спрятать голову глупый стараюсь в оперенье звенящее врыв…»; «Вот так я сделался собакой»: «И когда, ощетинив в лицо усища-веники, толпа навалилась, огромная, злая, я стал на четвереньки и залаял: Гав! гав! гав!» |
|
|