Котлован (1930, первая публикация - 1987)

Специфика определения жанровой природы:

1. Повесть-поэма:

сочетание различных начал

 

Автобиографическое Конкретно-историческое Лирическое
 Собственная вера Платонова 20-х годов в то, что светлое будущее можно построить немедленно, утрата радужных надежд в конце 20-х – начале 30-х гг.  Реальные факты процессов коллективизации и индустриализации  Ярко выраженные приемы создания художественной условности, в первую очередь, метафоричность

 

Антиутопия (микроантиутопия)

Антиутопия произведение, предполагающее создание художественной модели воображаемой общественной системы, соответствующей тому или иному современному социальному идеалу.

Характерные черты антиутопии:

1) акцентирование внимания на негативных чертах, пагубных тенденциях, характерных для жизни изображаемого общества;

2) выполнение функции социального прогноза;

3) первоочередная задача: предупреждение современников о социальных потрясениях и катастрофах, грозящих человечеству в будущем.

 Первую половину 20 века обычно называют периодом расцвета антиутопии. Например: Е. Замятин «Мы», Дж. Оруэлл «1984 год», Р. Брэдбери «451º по Фаренгейту» и др.

Организующие мотивы повести «Котлован»

Мотив тоски Мотив скуки
Поиск смысла жизни, счастья Ощущение пустоты, однообразия бытия

Образ котлована

Конкретно-реальное значение Символическое значение
Котлован для закладки фундамента «нового пролетарского дома» - города счастья Могила, в которой погребены все идеалы строителей города счастья

 

Для строителей города счастья каждое их реальное действие

разрушает надежду на его обретение: копая котлован,

они копают могилу своим надеждам, лишают себя будущего

 

Персонаж Представление о счастье («тоска») Результат («скука»)
Вощев Обретение высшего смысла жизни После смерти Насти: «Зачем ему нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением»
Жачев Жажда результата, итога – «новый пролетарский дом» нужен для того, чтобы побыстрее сжечь старый Когда котлован предстает огромной могилой Насти, он, ужаснувшись, исчезает из «рая»
Сафронов Постоянное усиление борьбы, очищение через эту борьбу, «новый пролетарский дом» нужен для того, чтобы «копать», т.е. бороться, завоевывать. «Неужели внутри всего света тоска, а только в нас одних пятилетний план»

 

М.А. Булгаков

(1891-1940)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: