Специфика определения жанровой природы:
1. Повесть-поэма:
сочетание различных начал
Автобиографическое | Конкретно-историческое | Лирическое |
Собственная вера Платонова 20-х годов в то, что светлое будущее можно построить немедленно, утрата радужных надежд в конце 20-х – начале 30-х гг. | Реальные факты процессов коллективизации и индустриализации | Ярко выраженные приемы создания художественной условности, в первую очередь, метафоричность |
Антиутопия (микроантиутопия)
Антиутопия – произведение, предполагающее создание художественной модели воображаемой общественной системы, соответствующей тому или иному современному социальному идеалу.
Характерные черты антиутопии:
1) акцентирование внимания на негативных чертах, пагубных тенденциях, характерных для жизни изображаемого общества;
2) выполнение функции социального прогноза;
3) первоочередная задача: предупреждение современников о социальных потрясениях и катастрофах, грозящих человечеству в будущем.
Первую половину 20 века обычно называют периодом расцвета антиутопии. Например: Е. Замятин «Мы», Дж. Оруэлл «1984 год», Р. Брэдбери «451º по Фаренгейту» и др.
Организующие мотивы повести «Котлован»
Мотив тоски | Мотив скуки |
Поиск смысла жизни, счастья | Ощущение пустоты, однообразия бытия |
Образ котлована
Конкретно-реальное значение | Символическое значение |
Котлован для закладки фундамента «нового пролетарского дома» - города счастья | Могила, в которой погребены все идеалы строителей города счастья |
Для строителей города счастья каждое их реальное действие
разрушает надежду на его обретение: копая котлован,
они копают могилу своим надеждам, лишают себя будущего
Персонаж | Представление о счастье («тоска») | Результат («скука») |
Вощев | Обретение высшего смысла жизни | После смерти Насти: «Зачем ему нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением» |
Жачев | Жажда результата, итога – «новый пролетарский дом» нужен для того, чтобы побыстрее сжечь старый | Когда котлован предстает огромной могилой Насти, он, ужаснувшись, исчезает из «рая» |
Сафронов | Постоянное усиление борьбы, очищение через эту борьбу, «новый пролетарский дом» нужен для того, чтобы «копать», т.е. бороться, завоевывать. | «Неужели внутри всего света тоска, а только в нас одних пятилетний план» |
М.А. Булгаков
(1891-1940)