Билет.
Свадебные обрядовые песни - обзор.
2. Спеть песню на выбор:
· «Не было ветру»;
· «Вятка – река».
Свадебный обряд - это целый комплекс обрядовых действий, элементов устной поэзии, народной мифологии и народного, красноречия. Это своего рода энциклопедия крестьянской жизни.
В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.
Свадебные песни сложен по своему составу. Существует четыре основных жанра – свадебные (лирические), величальные, корильные песни и причитания.
Этапы свадебного обряда русского народа.
· Сватовство
· Сговор (рукобитье)
· Запоручивание невесты
· Великая неделя
· Девичник
· День свадьбы
· Свадебный пир (веньчанье)
· Перегостьба
· Хлибины
Лирические свадебные песни
Свадебные обрядовые песни богаты изобразительно-выразительными средствами. Характерными признаками традиционной поэтики обрядовых песен являются постоянные эпитеты («высокие хоромы», «трава шелковая»), олицетворения («утушка крылышку любовалася»), сравнения («личенько, как брусничка»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами как в обозначении жениха и невесты, так и членов семей («Марьюшка», «Иванушка», «матушка», «батюшка», «подруженьки», «свашенъки» и др.)
|
|
Величания — жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты.
Изначально функция величания в свадьбе соединялась с заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими. В поздних формах заклинательную магию в величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, бытового достатка вне связи с магией. Общей для величальных свадебных песен чертой, является яркость изображаемых картин, красота рисуемых портретов, богатство и пышность всей обстановки действия, это достигается прежде всего путем отбора из народных песен поэтических средств тех образов, которые искони связываются с понятиями богатства, благополучия и счастья.
Причитания — лирические произведения, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, ее родственников и подруг, других участников свадьбы. Изначально функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против ее воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага.
Но, возможно, что уже и в ту далекую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с родной семьей. Позднее причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали прямым выражением чувств людей, которых кровно касалась драма разлуки с семьей. Наиболее существенная стилевая особенность причитания — передача смятенных чувств человека.
|
|
Корильные свадебные песни — песни-шутки, часто — пародии на величания. Они исполнялись в семье жениха и невесты после свершения всех основных действий свадебного «чина». Их функция чисто развлекательная и юмористическая.
Этот жанр достаточно древний. Исследователи считают, что его возникновение было связано, возможно, с тем, чтобы умилостивить покровительствовавшие магические силы. Семья боялась потерять расположение мифических покровителей, а чтобы не лишиться их расположения, надо было представить уход невесты как вынужденный. Корильные песни рано потеряли свое магическое значение. Осмеянию в песне подвергались скупость, пьянство, семейные неурядицы.
Свадебная песня «Не было ветру»
· Не было ветру, не было ветру,
На дунуло, вдруг на дунуло.
Не было гостей, не было гостей,
Вдруг наехали, вдруг наехали.
Полны ограды, полны ограды
Карет золотых, да карет золотых.
Полны конюшни, полны конюшни
Коней вороных, да коней вороных.
Полные сени, полные сени
Гостей дорогих, да гостей дорогих,
Новые сени, новые сени обломились, да обломились.
Нашу –то невесту, нашу – то невесту
Домой повезли, да домой повезли.