Королевский госпиталь

ИСКУССТВО АНГЛИИ XVII—XVIII ВЕКОВ

Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву го­раздо позже, чем в другие страны. Поэтому, например, черты барокко и клас­сицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке.

Для английского искусства характерны большое внимание к эмоциональ­ной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы выра­зить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Всё это нашло бле­стящее воплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры — обострённое внимание к пробле­мам этики и морали. Английское Просвещение, сложившееся на рубеже XVII—XVIII вв., буквально пронизано идеей нравственного воспитания лич­ности. Одним из ведущих в живописи стал бытовой жанр, приобретший яр­кую сатирическую окраску.

АРХИТЕКТУРА

В XVII и XVIII столетиях Англия на­ряду с Францией являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догна­ла в своём развитии остальные евро­пейские державы, но и сама начала давать образцы для построек в дру­гих странах. Если XVII в. стал для ан­глийской архитектуры эпохой уче­ничества, то в XVIII столетии уже был создан самостоятельный и очень своеобразный архитектур­ный стиль.

В истории английского зодчест­ва XVII—XVIII вв. невозможно выде­лить чётко ограниченные периоды. Различные архитектурные стили и направления существовали подчас одновременно.

ИНИГО ДЖОНС

(1573—1652)

В начале XVII в. в английской архи­тектуре произошли большие изме­нения, связанные с именем Иниго Джонса, крупнейшего мастера того времени. Он привнёс в неё дух классики: его работы выполнены под влиянием выдающегося итальянско­го зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио.

С 1615 по 1642 г. Джонс был при­дворным архитектором английских королей. Он делал декорации к теа­тральным представлениям, а также проектировал королевские дворцы. Первым среди них был загородный дом королевы Анны (супруги ко­роля Якова I) — Куинз-хаус в Грин­виче, пригороде Лондона (1616— 1635 гг.). Двухэтажный Куинз-хаус представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В цент­ре паркового фасада расположена лоджия. В этой постройке Джонс придал манере Палладио чисто ан­глийскую холодность, геометризм и строгость.

Следующая работа архитекто­ра - Банкетинг-хаус в Лондоне (1619—1622 гг.). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитек­турным убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспро­изводит облик античного храма. Позднее, уже в 30-е гг. XVII в., Джонс создал проект нового дворца Уайт­холл, частью которого должен был

135

 

 

Иниго Джонс.

Банкетинг-хаус. 1619—1622 гг. Лондон.

стать Банкетинг-хаус. Однако этот проект был столь грандиозен, что так и остался неосуществлённым. Постройки Джонса отражали вкусы английского двора того вре­мени, однако большинство архитек­торов вплоть до конца XVII в. про­должали строить дворцы и усадьбы всё ещё в традициях средневековой Англии. И лить в начале XVIII сто­летия творчество Джонса было заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства.

КРИСТОФЕР РЕН

(1632—1723)

Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающе­гося английского зодчего. Рен был учёным, занимался анатомией, фи­зикой, астрономией и математикой; только в 60-е гг. он обратился к ар­хитектуре.

В 1665 г. Рен предпринял путеше­ствие в Париж, чтобы изучать по­стройки современных французских архитекторов. Особенно его заинте­ресовали купольные храмы в Па­риже и его пригородах (в Англии тогда не было ни одной церкви с ку­полом). Поездка во Францию — единственное в биографии архитек­тора путешествие за границу — ока­зала большое влияние на всё его по­следующее творчество.

В сентябре 1666 г. Лондон был охвачен огромным пожаром, кото­рый уничтожил старый собор Свято-

Кристофер Рен.

Королевский госпиталь

В Гринвиче.

Гг. Гравюра.

136

СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА

В современном Лондоне на фоне многочисленных зданий, возведён­ных уже в XX столетии, выделяется гигантский купол собора Святого Павла, построенного в 1675— 1710 гг. по проекту Кристофера Рена. Он вырос на руинах средне­векового собора, сгоревшего в страшном пожаре 1666 г.

Рен трижды предлагал проекты сначала перестройки, а после по­жара — постройки собора, но они были отвергнуты. Последний его проект отвергли потому, что архи­тектор хотел создать центрическое здание, увенчанное куполом, в котором отсутствовали бы традици­онные для английских соборов длинный неф и хоры. Наконец в 1675 г. Рен выполнил проект, в котором вернулся к привычной для англичан схеме, а купол заменил на шпиль.

Этот проект был одобрен, и 21 июня 1675 г. состоялась торже­ственная церемония закладки пер­вого камня нового собора. Строи­тельство продолжалось вплоть до 1710 г., причём Рен постоянно вно­сил в план изменения. Например, он вернулся к своему первоначаль­ному замыслу и возвёл купол, а не шпиль. Так возникло необычное в истории архитектуры сочетание средневекового собора с классиче­ским куполом.

Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъ­ярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в соборе Святого Петра в Риме, в со­оружении Кристофера Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжё­лым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для осве­щения). Чтобы удержать этот фо­нарь, архитектор ввёл и третью часть — конусовидную конструк­цию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трёхчастная конструкция купола — уникальное для XVIII в. инженерное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы. В частности, он по­служил образцом для церкви Свя­той Женевьевы (Пантеона) в Пари­же, построенной в 1757—1790 гг. французским архитектором Жаком Жерменом Суфло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: