3.1Основные подходы к проблеме сознания.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
· Головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
· Сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
· Человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
· Медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).
|
|
Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания;
· Образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;
· Сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
· Никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека. Тем не менее, физикализм широко распространен.
Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм – признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
3.2Происхождение сознания
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
1.Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
2.Сознание присуще всем живым организмам;
3.Сознание - свойство исключительно человеческое.
Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
|
|
Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организма. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
- жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
- животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;
- многие действия, совершаемые животным сложны (охота) и требуют большой работы сознания;
- животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.
Согласно «человеческой» точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Новейшие научные исследования ставят данную точку зрения под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.