Я не полетел в отпуск из-за закрытия границ. Мне вернут деньги?

В простой форме рассказываем, как правильно решать вопросы с возвратами денег за аннулированный тур или в случае вашего отказа от ранее купленной в турагентстве путёвки.

Мировой туризм на какое-то время приостановил свою работу. Миллионы туристов никуда не уехали, а кто-то не может вернуться домой из-за закрытых границ. Отменены ранее оплаченные туры, а кто-то пытается отказаться от будущего отдыха. Если подобная ситуация вас коснулась, почитайте наши подсказки. Они помогут правильно действовать.

«Туроператор», «турагент», «турфирма», «турбюро». Какая мне разница?

Кратко: чтобы занять правильную позицию.

Подробнее: Сегодня вам надо быстро понять «кто есть кто» на туристическом рынке. Турагентство выбрало вам авиатур и, получив от вас 100% стоимость тура, забронировало его у туроператора. Из этой оплаты агент оставил у себя примерно 5%-10% своей комиссии, а оставшиеся средства передал оператору за ваш отдых. Туроператор по похожей схеме отправил деньги в отель, авиакомпанию и пр. В итоге большая часть ваших денег сейчас находится за границей - у авиакомпаний и принимающей стороны. Так выглядит бронирование авиационного тура. В случае автобусного экскурсионного тура у вас могут попросить внести небольшую часть для резервирования вашего места в автобусе, а всю оставшуюся часть необходимо оплачивать непосредственно перед началом поездки. В обоих случаях кроме стоимости тура агентством за свою работу по консультации и подбору путёвки может взиматься туруслуга.

Я всё понял. Верните мне деньги за тур сейчас же!

Кратко: быстро (никак) не получится, и МСиТ подтверждает.

Подробнее: давайте успокоимся и немного поговорим. Вы не полетели в отпуск из-за закрытия границ или отказываетесь от тура в будущем? От этого многое зависит. Забегая вперёд, возврат денег в обоих случаях не будет быстрым, потому, что внесённые вами ранее денежные средства в настоящий момент распределены между турагентами, туроператорами, транспортными компаниями и принимающей стороной. Всё это носит международный характер. Абсолютное большинство ваших денег сейчас где-то в Египте, Таиланде, Чехии или Украине и т.д. Требовать деньги «сейчас же» у турагентов не получится. С этим согласно Министерство спорта и туризма РБ, заявляя, что возвратов денег в 7-дневный срок ждать не нужно. Надо соблюсти документальную процедуру, ведь между вами и агентством заключен договор.

Как правильно расторгнуть договор с турагентством? Дважды подумать.

Кратко: правильно составить заявление.

Подробнее: если вы всё-таки решились на возврат, сначала надо понять вашу причину. Если вы хотите вернуть деньги за отменённый из-за мировых событий тур, вам надо правильно описать ситуацию в заявлении на имя директора турагентства. Если вы хотите отказаться от будущей поездки, то, первое, нужно расторгнуть договор с агентством. По белорусскому законодательству у турагента на ответ по вашему заявлению есть 14 дней. В обоих случаях после этого всем – турагенту и вам – надо будет ждать ответа от туроператора.

На встрече между турагентами и операторами РСТО в Минске 20 марта 2020 белорусские операторские компании пообещали рассматривать все письма об аннуляциях и возвратах денежных средств, не выходя за рамки 14 дней для официального ответа, аргументируя невозможность моментального реагирования шквалом таких обращений от агентов по своим туристам (это правда). Надо обратить внимание, что ряд запросов по вашему заявлению турагент будет отправлять за границу иностранным туроператорским компаниям. В этом случае на сроки их ответа не распространяется белорусское законодательство про 14 дней. По факту получения ответа от оператора турагентство может уведомить вас о его наличии, чтобы ознакомить с движением по вопросам из вашего заявления.

Я не полетел в отпуск из-за закрытия границ. Мне вернут деньги?

Кратко: официальный алгоритм должен стать известен к концу марта 2020.

Подробнее: если вы не вылетели на самолёте в запланированный и уже 100% предоплаченный отпуск, то все ваши деньги за вычетом комиссий агентов и операторов, уже находятся в той стране, где вы планировали отдыхать и авиакомпании. В этом случае на основании вашего заявления ваш агент делает запрос туроператору с просьбой вернуть деньги за неоказанные услуги. Вы можете понять, сколько людей не вылетело на свои курорты в одночасье по всему миру. Операторы принимают эти заявки, рассматривают и по каждой дают ответ. Получить деньги от отелей (иногда временно закрытых из-за карантина - ред.) и авиакомпаний, находящихся за границей в сегодняшних условиях – тоже не самое простое и быстрое дело.

Сегодня белорусские турагенты говорят, что будут возвращать деньги своим туристам сразу же, как операторы (получив их у принимающей стороны) вернут им средства на расчётные счета. Единого алгоритма на 20 марта 2020 нет – он должен появиться после встреч ассоциаций туроператоров, турагентов и представителей Министерства спорта и туризма в ближайшее время. 20 марта 2020 на встрече РСТО, РАТА с турагентствами Беларуси сформирована рабочая группа по выработке этого алгоритма. Правительство Беларуси должно ответить на отправленные по ситуации письма от представителей отрасли и МСиТ до конца марта 2020. Факт в том, что одновременно и моментально все деньги вернуть не получится. Это глобальная ситуация на международном туристическом рынке.

Я останусь в Беларуси и не полечу (не поеду) никуда! Мне вернут деньги?

Кратко: возможно, не все.

Подробнее: когда вы заключали договор с турагентством и начинали процесс бронирования тура, с большой вероятностью вы вносили какие-то средства, чтобы агент под ваш запрос забронировал отдых. Это означает, что в цепочке уже появился туроператор, которому направлена основная часть ваших денег. Поэтому если вы чётко решаете отказаться от путёвки, дата начала которой в будущем, первое, что нужно сделать, это расторгнуть договор с вашим турагентством (но торопиться с этим не нужно - дочитайте все подсказки до конца). Агент сообщит туроператору, что вы отказываетесь от услуг – отменит ваше бронирование. И сообщит вам ответ оператора. Вместе с этим ваш турагент получит от оператора расчёт так называемых ФПР (фактически понесённых расходов - ред.). В итоге вы можете рассчитывать на возврат денежных средств за вычетом ФПР и туруслуги. В случае последней,  нужно изучать договор с агентством, скорее всего она не возвращается по независящим от турагентства причинам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: