Упрощенные представления о предпосылках, инструментах и сроках реализации реинтеграции постсоветского пространства

Обусловленная спецификой унаследованной советской экономики более высокая эффективность национального протекционизма по сравнению с коллективным протекционизмом.

Боязнь ряда стран-участниц СНГ имперских устремлений России и фактической утраты в связи с этим приобретённого суверенитета.

Длительный экономический спад, объективно сузивший материальную основу реинтеграции.

Разные модели экономических реформ и/или отсутствие синхронности в их проведения.

Противодействие реинтеграции со стороны Запада, международных финансовых организаций и крупных ТНК.

Избрание модели интеграции, не соответствующей реальным условиям постсоветских стран.

Неготовность России выступить в качестве ни локомотива интеграции ни донора остальных стран-участниц.

Противоречие между принципом равноправия стран-участниц и резко преобладающим размером России.

Углубление различий между странами по уровням социально-экономического развития.

Отсутствие политической воли у политических элит стран СНГ для исполнения принятых интеграционных решений.

Устойчиво растущая часть национальной экономики, формирующаяся в условиях распавшегося пространства.

Таким образом, интеграционные процессы в СНГ наталкиваются на противополож­ные тенденции (центробежные), определяющиеся, прежде всего стремле­нием правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это нередко рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения эконо­мической целесообразности отступали на второй план в том случае, когда интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета.

Различия в характере системных реформ нередко создавали трудности в налаживании взаимных связей, например в функционировании платеж­ных механизмов и согласованной банковской политики. Интеграционные меры требовали и больших финансовых средств, и целеустремленности их организаторов. Часто и то и другое отсутствовало. Разный уровень готовности бывших советских республик к опреде­ленным формам интеграции определялся не столько экономическими, сколько политическими и этническими факторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: