Загадки, песенки, потешки. Сочинение загадок.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой русской, народной сказкой. Прочтём её. А также поговорим о других литературных жанрах: загадках, песенках и потешках. Попробуем сочинить загадку.
1. Ответь на вопросы Знайки:
- С каким произведением мы познакомились на прошлом занятии?
- А что это, сказка или произведение?
- Кто автор?
- Вспомни, какие сказки бывают? Чем они отличаются друг от друга? (народные – не имеют автора, их написал народ, а авторские имеют автора)
Народные сказки | А авторские сказки |
Назови несколько народных сказок и авторских.
- Чему научила нас сказка «Теремок» Е.Чарушина.
Часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» Почему?
- Как вы думаете, что мы будем читать сегодня сказку или рассказ, или стихотворение? (Сказку)
- А как ты думаешь, она будет народная или авторская? Давай узнаем
2. Отгадайте загадки и подумайте, в какой сказке они могут быть главными героями?
Как то раз в лесу густом
Вырос домик под …(кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зелёная …(лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий …(зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко,-
И кабан туда попал,
И лиса, и …(мишка).
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный …(дом)
Дзинь-ля-ля поёт синичка!
Это сказка …(рукавичка).
Работа с учебником
- Откройте учебник на с. 38. Рассмотрите иллюстрации. Есть ли у изучаемого произведения автор? Значит это сказка – народная.
- Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
- Попробуйте предположить, о чём эта сказка?
-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? (Есть запись диалога)
-Что такое диалог? Что бы это значило? (Герои много разговаривают)
- Ты, наверное, знаешь, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?
- Как ещё можно сберечь руки от холода?
- Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?
- Можете ли ты, сейчас, не читая сказки, ответить на этот вопрос? …
Речевая разминка
Перед тем как прочесть сказку подготовим наши ротики. Прочти.
РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ - О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ
ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО
ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК
АК – ОК – ИК – КА– УК – НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК
- В сказке встретятся слова, которые я тебе предлагаю прочитать.
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
По-пры-гуш-ка – попрыгушка
По-скре-буш-ка - поскребушка
По-бе-гай-чик – побегайчик
Словарная работа
Об-ро-нил – нечайно упустил
Спра-ши-ва-ет
Бре-дёт - медленно-медленно идёт
Не по-вер-нуть-ся [ца]
Под-хо-дит
Ра-зор-вёт-ся [ца]
По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца]
Бро-си-лись врас-сып-ну-ю – убежали в разные стороны
Чтение сказки. (с 38 -41)
Прочти сказку. Постарайся голосом передать интонацию и повадки зверей.
7. Ответь на вопросы:
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто обронил рукавичку?
- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?
- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос: Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?
8. Вопросы от Незнайки:
- Куда пошёл дедушка?
- Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?
- Можно ли догадаться?
- Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?
- Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?-
9. Подготовка к пересказу:
Составление картинного плана:
- Как начинается сказка?
- Кто первый стал жить в рукавичке?
- Кто за кем появился в сказке?
- Кто был последним?
- Пустили звери медведя в рукавичку?
Перескажи сказку «Рукавичка» по составленному картинному плану.
Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка».
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются?
Работа с пословицей
Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке:
- «Не учись разрушать, а учись строить»
- «Сила сломит всё, а ум – силу»
- Чему нас учит данная сказка?
Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
- Найдите в тексте и прочитайте:
- Кто пришел первым и поселился в рукавичке?
- Как просился в рукавичку кабан?
- Кто пришел за мышкой?
- Почему дед вернулся в лес?
- Кто сломал домик зверей?