Методические рекомендации родителям

 

После изучения чисел первого десятка большинство детей стремится считать дальше. Если у ребенка в детском саду или в школе возникают затруднения с изучением этой темы, родители могут ему помочь дома. Но не следует просто заучивать названия чисел, нужно понимать принцип их образования. Дети знакомятся с новой счетной единицей — десятком. Им необходимо осознанно усвоить принцип образования, называния и записи чисел от 11 до 20, уметь уменьшать и увеличивать их на один.

Названия чисел второго десятка образуются из тех же слов, что и названия чисел до десяти. Мы сообщаем детям, что очень давно вместо «десять» говорили «дцать». Это слово сохранилось в названиях десятков (два дцать, три дцать …) и чисел от 11 до 19. одинна дцать, двена дцать …).

В основе всех чисел второго десятка лежит счетная единица, которая называется «десяток». Чтобы ребенок понял, что число 10 и один десяток — одинаковое количество, можно несколько раз пересчитать десять счетных палочек и связать их. Для закрепления спрашиваем: «Сколько здесь палочек? — Десять. Сколько десятков палочек? — Один». Только после того, как дети поняли, что 10 и один десяток — одно и то же, можно знакомить их с числами второго десятка.

Над десятком связанных палочек кладем одну. Что получилось? Один-на-дцать. То есть, один кладем на десять. А если положить две палочки над десятком? Две-на-дцать. Две на десять. Таким образом демонстрируем, как образуются названия всех последующих чисел.

Счетные палочки пригодятся и для объяснения записи чисел до 20. Выкладываем один десяток и рядом число 10. Сколько здесь десятков? — Один. Цифра 1 в двузначном числе 10 означает количество десятков. А сколько единиц сверх десятка? — Единиц нет, значит 0.

А если над десятком положить еще две палочки, как изменится число? Десяток остался один, следовательно цифра 1 в числе не меняется, а вместо цифры 0 нужно поставить цифру 2, так как в этом числе сверх десятка есть две единицы. Как записывается это число? — 12 и называется «двенадцать».

Разбирая принцип записи числа, нужно обратить внимание на то, что единицы стоят первыми справа, а десятки вторыми справа. Это подготовит детей к усвоению «разряд», которое они будут изучать позднее

Таким же образом объясняем принцип записи всех чисел второго десятка. Для проверки понимания и закрепления данного материала, можно предложить ребенку записать число, в котором один десяток и пять единиц, один десяток и три единицы и так далее. Такие упражнения помогут ему легче запомнить числа от 10 до 20.

Очень полезно закреплять полученные знания в повседневной жизни. Во время прогулки можно обратить внимание ребенка на номер автобуса или троллейбуса, номер дома или ценник в магазине. Дети получают удовольствие от того, что полученные математические знания помогают им ориентироваться в окружающей действительности.

На данном уроке мы будем использовать палочки. Посчитайте, сколько палочек изображено на рисунке. (рис. 1)

Рис. 1

Пронумеруем каждую палочку, чтобы узнать, сколько же всего палочек изображено на рисунке. (рис. 2)

Рис. 2

Свяжем эти десять палочек в один пучок, мы получим новую единичку измерения – десяток. На рисунке изображено десять палочек или один десяток. (рис. 3)

Рис. 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: