Задания для подготовки и проведения
Олимпиад по русскому языку в начальной школе
Данный дидактический материал представляет собой систему разнообразных вопросов и заданий тестового характера, а также заданий, требующих обоснованного ответа обучающихся начальной школы. Задания сгруппированы в соответствии с разделами науки о языке. В заданиях тестового характера достаточно отметить букву (или буквы), соответствующую (соответствующие) правильному ответу, в других же заданиях предлагается записать ответ, в случае необходимости пояснить его.
Орфоэпия. Фонетика. Графика.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
Алфавит, партер, положил, средства, красивее, документ, километр.
В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?
А) Лось; б) мел; в) можешь; г) матч; д) тема.
В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) Мать, б) беречь, в) боюсь, г) вернёшься, д) ясли.
В каком слове ударение падает на первый слог?
А) Досуг; б) каучук; в) сорит; г) понял; д) жалюзи.
5. Какие слова переданы фонетической транскрипцией:
|
|
[ прут], [сй᾽эст], [грус᾽т᾽], [в᾽ис᾽т᾽и], [л᾽эс᾽т᾽]? Запиши.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
6. Какие звуки выделены в следующих словах:
а) я ма; б) ку ль; в) сж ать; г) в о да; д) с делать? Запиши.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
7. Выясните, какими буквами, звуками, ударением различаются слова ТОЛСТОГО (имя прилагательное); ТОЛСТОГО (фамилия).
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
В каком слове есть только мягкие согласные звуки?
А) Водит; б) пишешь; в) мяч; г) смех; д) терпеть.
9. В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
А) Жир; б) цирк; в) щипчики; г) починка; д) дорожит.
10. Какие одинаковые звуки в словах серп и перс? Запиши.
_____________________________________________________________
В каких парах произношение различается лишь одним звуком?
А) Код – кот; б) нос – нёс; в) был – бил; г) пуд – пу ть.
_____________________________________________________________
В каком слове ударение падает на первый слог?
А) Удить; б) цемент; в) хвоя; г) ворота; д) щавель?
Какие слова имеют ударение на окончании?
А) Свекла; б) брюква; в) скоба; г) скула; д) ампула?
14. Выпиши слова, в которых есть звук [й᾽]:
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя...
_____________________________________________________________
В каком слове все согласные звуки глухие?
А) Чеснок; б) салат; в) капуста; г) картофель; д) сельдь.
16. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите и выпишите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
|
|
______________________________________________________________
17. Найдите слово, в котором рядом стоят два гласных звука:
А) Сиять; б) театр; в) каѐмка; г) июль.
В каком примере неправильно названа буква?
А) Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е; б) цапля – цэ, а, пэ, эль, я;
в) каша – ка, а, шэ, а; г) сон – эс, о, эн.
______________________________________________________________
19. Запишите слова в фонетической транскрипции:
А) Яр; б) люк; в) юг; г) лён; д) пол; е) альт; ж) сад.
______________________________________________________________
Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.
______________________________________________________________
Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.
______________________________________________________________
Лексика. Фразеология.
1. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные слова, активно использующиеся в наши дни:
А) Персты; б) чаять; в) длань; г) чело; д) ланиты; е) выя; ж) уста.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
2. Что означает устойчивое выражение хоть шаром покати?
____________________________________________________________
В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?
А) Ирис – ирис; б) клещи – клещи; в) атлас – атлас; г) молодец – молодец; д) творог – творог.
Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову.
А) Отважный; б) холодный; в) друг; г) говорить; д) дом.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Замените данные слова фразеологизмами.
А) Исчезать; б) обманывать; в) опытный; г) молчать; д) плачущий;
е) хвалить.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Какое из приведенных словосочетаний не имеет переносного смысла?
А) Обвести вокруг пальца; б) смотреть сквозь пальцы; в) пальцем не шевельнуть; г) согнуть палец; д) высосать из пальца.
7. Подберите 2 группы слов с одинаковыми корнем - ТОЛК -, но с разным значением.
_______________________________________________________
____________________________________________________________
8. Какой глагол в различных значениях может сочетаться с существительными поезд, дым, часы, дорога, жизнь, снег?
А) Мчаться; б) бежать; в) идти; г) плестись.
Значение какого из слов сформулировано неверно?
А) Экспонат – предмет для обозрения в музее, на выставке;
б) демонстрировать – выйти на демонстрацию;
в) штраф – денежное взыскание;
г) достоверный – соответствующий действительности.
10. Вспомните пословицы по двум ключевым словам и запишите.
А) Труд – лень; б) встречают – провожают; в) погибай – выручай; г) свет – тьма.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Замените словосочетания одним словом – синонимом.
А) Внутренняя сторона кисти руки - … _____________________.
Б) Изобретение человека на картине или фотографии - … _______________.
В) Название места, где кто-либо живет, и надпись на конверте - …_______________.
Г) Тот, кто работает в шахте, - … _________________.
Д) Асфальтированная дорога - … ___________________.
Е) Дословная выдержка из какого-либо текста - …__________________.
Ж) Красная строка, отступ в начале строки - …__________________.
З) Место, где скрещиваются улицы, - …__________________.
И) Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине, - …__________________.
12. Объясните значение устойчивых выражений:
А) Как кошка с собакой; б) вот где собака зарыта; в) собачья жизнь; г) собака на сене.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
13. Подберите антонимы к словам:
А) Недруг; б) близко; в) холодный; г) смелый; д) вверх; е) защита.
|
|
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Замените фразеологизмы одним словом.
А) Клевать носом; б) бить баклуши; в) как снег на голову; г) вешать нос; д) витать в облаках; е) зарубить на носу; ж) дрожать как осиновый лист; з) ходить на голове; и) держать язык за зубами; к) задать баню; л) после дождичка в четверг.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
15. Исправь ошибки в устойчивых выражениях.
А) Отольются кошке Мишкины слезки.
Б) Город не тетка.
В) Пуганая ворона куска боится.
Г) Моя дата с краю.
Д) Проще жареной репы.
Е) Рубят лес – кепки летят.
В данных рядах найди «лишние» слова и подчеркни их. Рядом напиши обобщённое название этих предметов.
А) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - ___________________________.
Б) Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - _______________________.
В) Дождь, снег, град, гололёд, иней - ________________________________.
Г) Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол - _____________________.
17. Подберите 3 устойчивых словосочетания с повторяющимися частицами «ни-ни».
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
18. Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках:
Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2),велосипед (3), веник (2), имя (1).
____________________________________________________________
Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении.
А) Седой; б) прямой; в) глубокий; г) бархатный; д) волчий.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
20. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
А) Рукой подать; А) Мастер на все руки;
б) на вес золота; б) спустя рукава;
в) семи пядей во лбу; в) у черта на куличках;
г) песок сыплется; г) как кошка с собакой;
д) в час по чайной ложке; д) грош цена;
е) профессор кислых щей; е) хоть кол на голове теши;
ж) засучив рукава; ж) молоко на губах не обсохло;
|
|
з) потерпеть фиаско; з) на всех парах;
и) душа в душу. и) одержать победу.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
21. Вспомните как можно больше и запишите фразеологизмы:
А) со словом НОС; б) со словом ЗУБ; в) со словом НОГА; г) со словом ЯЗЫК.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________