Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении

Задания для подготовки и проведения

Олимпиад по русскому языку в начальной школе

  Данный дидактический материал представляет собой систему разнообразных вопросов и заданий тестового характера, а также заданий, требующих обоснованного ответа обучающихся начальной школы. Задания сгруппированы в соответствии с разделами науки о языке. В заданиях тестового характера достаточно отметить букву (или буквы), соответствующую (соответствующие) правильному ответу, в других же заданиях предлагается записать ответ, в случае необходимости пояснить его.

Орфоэпия. Фонетика. Графика.

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Алфавит, партер, положил, средства, красивее, документ, километр.

В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

А) Лось; б) мел; в) можешь; г) матч; д) тема.

В каком слове количество букв и звуков совпадает?

А) Мать, б) беречь, в) боюсь, г) вернёшься, д) ясли.

В каком слове ударение падает на первый слог?

А) Досуг; б) каучук; в) сорит; г) понял; д) жалюзи.

5. Какие слова переданы фонетической транскрипцией:

[ прут], [сй᾽эст], [грус᾽т᾽], [в᾽ис᾽т᾽и], [л᾽эс᾽т᾽]? Запиши.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

6. Какие звуки выделены в следующих словах:

а) я ма; б) ку ль; в) сж ать; г) в о да; д) с делать? Запиши.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

7. Выясните, какими буквами, звуками, ударением различаются слова ТОЛСТОГО (имя прилагательное); ТОЛСТОГО (фамилия).

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

В каком слове есть только мягкие согласные звуки?

А) Водит; б) пишешь; в) мяч; г) смех; д) терпеть.

9. В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

А) Жир; б) цирк; в) щипчики; г) починка; д) дорожит.

10. Какие одинаковые звуки в словах серп и перс? Запиши.

_____________________________________________________________

В каких парах произношение различается лишь одним звуком?

А) Код – кот; б) нос – нёс; в) был – бил; г) пуд – пу ть.

_____________________________________________________________

В каком слове ударение падает на первый слог?

А) Удить; б) цемент; в) хвоя; г) ворота; д) щавель?

Какие слова имеют ударение на окончании?

А) Свекла; б) брюква; в) скоба; г) скула; д) ампула?

14. Выпиши слова, в которых есть звук [й᾽]:

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я-то знал, что так нельзя –

­    Жить, извиваясь и скользя...

_____________________________________________________________

В каком слове все согласные звуки глухие?

А) Чеснок; б) салат; в) капуста; г) картофель; д) сельдь.

16.  Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите и выпишите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

______________________________________________________________

17. Найдите слово, в котором рядом стоят два гласных звука:

А) Сиять; б) театр; в) каѐмка; г) июль.

В каком примере неправильно названа буква?

А) Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е; б) цапля – цэ, а, пэ, эль, я;

в) каша – ка, а, шэ, а; г) сон – эс, о, эн.

______________________________________________________________

 

19. Запишите слова в фонетической транскрипции:

А) Яр; б) люк; в) юг; г) лён; д) пол; е) альт; ж) сад.

______________________________________________________________

Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.

______________________________________________________________

Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141.Напиши имя мальчика.

 ______________________________________________________________

Лексика. Фразеология.

1. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные слова, активно использующиеся в наши дни:

А) Персты; б) чаять; в) длань; г) чело; д) ланиты; е) выя; ж) уста.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Что означает устойчивое выражение хоть шаром покати?

____________________________________________________________

В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?

А) Ирис – ирис; б) клещи – клещи; в) атлас – атлас; г) молодец – молодец; д) творог – творог.

Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову.

А) Отважный; б) холодный; в) друг; г) говорить; д) дом.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Замените данные слова фразеологизмами.

А) Исчезать; б) обманывать; в) опытный; г) молчать; д) плачущий;

е) хвалить.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Какое из приведенных словосочетаний не имеет переносного смысла?

А) Обвести вокруг пальца; б) смотреть сквозь пальцы; в) пальцем не шевельнуть; г) согнуть палец; д) высосать из пальца.

7. Подберите 2 группы слов с одинаковыми корнем - ТОЛК -, но с разным значением.

_______________________________________________________

____________________________________________________________

8. Какой глагол в различных значениях может сочетаться с существительными поезд, дым, часы, дорога, жизнь, снег?

А) Мчаться; б) бежать; в) идти; г) плестись.

Значение какого из слов сформулировано неверно?

А) Экспонат – предмет для обозрения в музее, на выставке;

б) демонстрировать – выйти на демонстрацию;

в) штраф – денежное взыскание;

г) достоверный – соответствующий действительности.

10. Вспомните пословицы по двум ключевым словам и запишите.
А) Труд – лень; б) встречают – провожают; в) погибай – выручай; г) свет – тьма.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


Замените словосочетания одним словом – синонимом.

А) Внутренняя сторона кисти руки - … _____________________.

Б) Изобретение человека на картине или фотографии - … _______________.

В) Название места, где кто-либо живет, и надпись на конверте - …_______________.

Г) Тот, кто работает в шахте, - … _________________.

Д) Асфальтированная дорога - … ___________________.

Е) Дословная выдержка из какого-либо текста - …__________________.

Ж) Красная строка, отступ в начале строки - …__________________.

З) Место, где скрещиваются улицы, - …__________________.

И) Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине, - …__________________.

12. Объясните значение устойчивых выражений:

А) Как кошка с собакой; б) вот где собака зарыта; в) собачья жизнь; г) собака на сене.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

13. Подберите антонимы к словам:

А) Недруг; б) близко; в) холодный; г) смелый; д) вверх; е) защита.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Замените фразеологизмы одним словом.

А) Клевать носом; б) бить баклуши; в) как снег на голову; г) вешать нос; д) витать в облаках; е) зарубить на носу;  ж) дрожать как осиновый лист; з) ходить на голове; и) держать язык за зубами; к) задать баню; л) после дождичка в четверг.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

15. Исправь ошибки в устойчивых выражениях.

А) Отольются кошке Мишкины слезки.

Б) Город не тетка.

В) Пуганая ворона куска боится.

Г) Моя дата с краю.

Д) Проще жареной репы.

Е) Рубят лес – кепки летят.

В данных рядах найди  «лишние» слова и подчеркни их.  Рядом напиши обобщённое название этих предметов.

А) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён - ___________________________.

Б) Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша - _______________________.

В) Дождь, снег, град, гололёд, иней - ________________________________.

Г) Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол - _____________________.

17. Подберите 3 устойчивых словосочетания с повторяющимися частицами «ни-ни».
____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

18. Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках:

Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2),велосипед (3), веник (2), имя (1).

____________________________________________________________


Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении.

А) Седой; б) прямой; в) глубокий; г) бархатный; д) волчий.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

20. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

А) Рукой подать; А) Мастер на все руки;

б) на вес золота; б) спустя рукава;

в) семи пядей во лбу; в) у черта на куличках;

г) песок сыплется; г) как кошка с собакой;

д) в час по чайной ложке; д) грош цена;

е) профессор кислых щей; е) хоть кол на голове теши;

ж) засучив рукава; ж) молоко на губах не обсохло;

з) потерпеть фиаско;                               з) на всех парах;

и) душа в душу.   и) одержать победу.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

21. Вспомните как можно больше и запишите фразеологизмы:

А) со словом НОС; б) со словом ЗУБ; в) со словом НОГА; г) со словом ЯЗЫК.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: