Вспомни и запиши русские пословицы, похожие с данными по смыслу

А) Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

Б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)

В) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)

Г)  Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнам)

Д) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

23. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.

А) Хвост – холод; б) трубы – нервы; в) конфета – жизнь; г) характер –перстень.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Морфология.

1. Определите части речи в предложении:

Вероокая трышь грузло обкисляла закорявку.

2. В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится имя прилагательное ПЫШНЫЙ, определите падеж

А) Люблю я пышное природы увяданье.

Б) Люблю я пышной природы увяданье.

Подбери имена прилагательные-определения к словам.

А) Тюль; б) рояль; в) фамилия; г) фасоль; д) кенгуру; е) мозоль; ж) прорубь; з) фламинго; и) кофе; к) какао.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Какие части речи или их формы могут иметь окончание -у / -ю?

Приведи по 3 примера для каждой части речи.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Употреби данные слова как прилагательные и существительные.

А) Ученый; б) часовой, в) парикмахерская; г) столовая.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Какими частями речи могут быть следующие слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

А) Печь; б) мелок; в) жаркое; г) окуни; д) простой. ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

А) Кукла; б) тьма; в) кочан; г) банка.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.

А) В полях, не кошеных косой, (_____________)

Всё утро дождик шёл косой. (____________)

Дочь грома капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли, боясь взглянуть,

Скользнув с небесного стекла,(___________)

В ладонь цветка она стекла. (____________)

Б) Стою на нашем берегу (              ), покой границы берегу (________).

Больной (___________) плохо переносил лекарства.

Кто без кисти и белил (___________) крыши города белил (___________).

9. Придумайте предложения, в которых слова «утром», «весной» были бы разными частями речи.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Как перечислить 5 дней недели по порядку, не называя при этом ни числа, ни названия дня. Какая часть речи поможет в этом?

____________________________________________________________

Какая змея бывает наречием? ___________________

Почему вне предложения нельзя определить, к какой части речи относятся слова? Составьте словосочетания с каждым из слов.

А) Белила;   б)дали;   в) жгут; г) надел; д) пила; е) строй; ж) рой.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Укажите  имена существительные, у которых  нет формы единственного числа?

А) Очки; б) бигуди; в) жалюзи; г) усы; д) санки; е)  лыжи; ж) коньки; з) каникулы; и) очи.

14. Замени словосочетания наречиями:

а) перегоняя друг друга -   _____________________

б) на пустой желудок -     _____________________

в) с  давних пор -                _____________________

г) каждую минуту -         _____________________

д) на две равные части -   _____________________

15. Запиши существительные в форме множественного числа:

а) трактор; б) директор; в) шофёр; г) фламинго; д) инженер; е) дно; ж) шило.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

16. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей:

а) богатый; б) хитрый; в) счастливый; г) грубый; д) крепкий; е) весёлый.

  ____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

17. Какова особенность слов кино, депо, кашпо, метро, пальто, кашне?

Как правильно сказать? Вставьте пропущенные буквы:

а) подошёл к метр…; б) вышел из кин…; в) подъехал к деп…; г) доволен пальт…; д) цветок в кашп…;

18. Определите, какой частью речи являются слова:

а) десяток; б) двойной; в) удесятерить; г) десять; д) пятёрка; е) впятером; ж) пятеро; з) два; и) во-вторых; к) второй.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Укажи существительное мужского рода.

А) Авеню; б) депо; в) пальто; г) маэстро; д) спираль; е) шоссе.

У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределённой формой глагола?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Состав слова. Словообразование.

В каком слове нет приставки?

А) Подогнуть; б) подозрение; в) подушка; г) подоконник; д) подолбить.

2. Из каждого ряда слов выпиши слова с одинаковым окончанием:

а) домов, столов, коров, ковров, голов;

б) ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3. Укажи строчку, в которой все слова являются однокоренными.                           

А) Мышь, мышка, мышонок, смышленый.

Б) Лёгкий, легонько, легковой, облегчать.

В) Сыпь, сыпучий, сыпать, выспаться.

4. Отгадай слово, в котором:

А) Корень  как в слове «вязать»,

Приставка как в слове «замолчать»,

Суффикс как  в слове «сказка»,

Окончание как в слове «рыба». ____________________

Б) Приставка в слове «посмотрел»,

Корень в слове «дороженька»,

Суффикс  в слове «лыжник».    _____________________

5. Выпишите из ряда слов лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь родственные слова и формы одного и того же слова.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

6. В каждой группе найди «четвёртое лишнее»:
а) сломать, сделать, сдуть, смотреть; б) булка, пенка, белка, шапка; в) рыбак, простак, чужак, казак; г) горошинка, изюминка, снежинка, соломинка; д) подосиновик, подолбить, подоконник, пододеяльник.

7. Выпишите имена существительные с суффиксом - ок:

 а)замок; б) теремок; в) лесок; г) песок; д) ветерок; е) мирок; ж) приток.

____________________________________________________________

8. Записать 8 сложных слов, используя по одному разу все корни указанных слов каждой группы:

а) мир, единый, любить, общий, взаимный, вода, машина, хлопок;                                        б) строить, душа, хранить, жить, знать, убирать, помощь,  любить.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

9.  Укажи слова с приставками:

а) доверить; б) домашний; в) доброта;  г) добежать; д) докрасить; е) посмотрел; ж) подарки; з) полевые; и) полка; к) покупка; л) победитель; м) полянка; н) заботливый; о) забавный.

10. Образуй от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

____________________________________________________________

____________________________________________________________


В каких словах есть окончание -а?

  А) Четыреста; б) сначала;  в) амплуа; г) хороша.

12. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово СТОЛ?

А) Столяр; б) столовая; в) столешница; г) столько; д) столица; е) престол; ж) столетник; з) застолье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: