А) Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)
В) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)
Г) Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнам)
Д) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
23. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
А) Хвост – холод; б) трубы – нервы; в) конфета – жизнь; г) характер –перстень.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Морфология.
1. Определите части речи в предложении:
Вероокая трышь грузло обкисляла закорявку.
2. В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится имя прилагательное ПЫШНЫЙ, определите падеж
А) Люблю я пышное природы увяданье.
|
|
Б) Люблю я пышной природы увяданье.
Подбери имена прилагательные-определения к словам.
А) Тюль; б) рояль; в) фамилия; г) фасоль; д) кенгуру; е) мозоль; ж) прорубь; з) фламинго; и) кофе; к) какао.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
4. Какие части речи или их формы могут иметь окончание -у / -ю?
Приведи по 3 примера для каждой части речи.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Употреби данные слова как прилагательные и существительные.
А) Ученый; б) часовой, в) парикмахерская; г) столовая.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Какими частями речи могут быть следующие слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
А) Печь; б) мелок; в) жаркое; г) окуни; д) простой. ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
А) Кукла; б) тьма; в) кочан; г) банка.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.
А) В полях, не кошеных косой, (_____________)
Всё утро дождик шёл косой. (____________)
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла,(___________)
В ладонь цветка она стекла. (____________)
Б) Стою на нашем берегу ( ), покой границы берегу (________).
|
|
Больной (___________) плохо переносил лекарства.
Кто без кисти и белил (___________) крыши города белил (___________).
9. Придумайте предложения, в которых слова «утром», «весной» были бы разными частями речи.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Как перечислить 5 дней недели по порядку, не называя при этом ни числа, ни названия дня. Какая часть речи поможет в этом?
____________________________________________________________
Какая змея бывает наречием? ___________________
Почему вне предложения нельзя определить, к какой части речи относятся слова? Составьте словосочетания с каждым из слов.
А) Белила; б)дали; в) жгут; г) надел; д) пила; е) строй; ж) рой.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Укажите имена существительные, у которых нет формы единственного числа?
А) Очки; б) бигуди; в) жалюзи; г) усы; д) санки; е) лыжи; ж) коньки; з) каникулы; и) очи.
14. Замени словосочетания наречиями:
а) перегоняя друг друга - _____________________
б) на пустой желудок - _____________________
в) с давних пор - _____________________
г) каждую минуту - _____________________
д) на две равные части - _____________________
15. Запиши существительные в форме множественного числа:
а) трактор; б) директор; в) шофёр; г) фламинго; д) инженер; е) дно; ж) шило.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
16. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей:
а) богатый; б) хитрый; в) счастливый; г) грубый; д) крепкий; е) весёлый.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
17. Какова особенность слов кино, депо, кашпо, метро, пальто, кашне?
Как правильно сказать? Вставьте пропущенные буквы:
а) подошёл к метр…; б) вышел из кин…; в) подъехал к деп…; г) доволен пальт…; д) цветок в кашп…;
18. Определите, какой частью речи являются слова:
а) десяток; б) двойной; в) удесятерить; г) десять; д) пятёрка; е) впятером; ж) пятеро; з) два; и) во-вторых; к) второй.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Укажи существительное мужского рода.
А) Авеню; б) депо; в) пальто; г) маэстро; д) спираль; е) шоссе.
У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределённой формой глагола?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Состав слова. Словообразование.
В каком слове нет приставки?
А) Подогнуть; б) подозрение; в) подушка; г) подоконник; д) подолбить.
2. Из каждого ряда слов выпиши слова с одинаковым окончанием:
а) домов, столов, коров, ковров, голов;
б) ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3. Укажи строчку, в которой все слова являются однокоренными.
А) Мышь, мышка, мышонок, смышленый.
Б) Лёгкий, легонько, легковой, облегчать.
В) Сыпь, сыпучий, сыпать, выспаться.
4. Отгадай слово, в котором:
А) Корень как в слове «вязать»,
Приставка как в слове «замолчать»,
Суффикс как в слове «сказка»,
Окончание как в слове «рыба». ____________________
Б) Приставка в слове «посмотрел»,
Корень в слове «дороженька»,
Суффикс в слове «лыжник». _____________________
5. Выпишите из ряда слов лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь родственные слова и формы одного и того же слова.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
6. В каждой группе найди «четвёртое лишнее»:
а) сломать, сделать, сдуть, смотреть; б) булка, пенка, белка, шапка; в) рыбак, простак, чужак, казак; г) горошинка, изюминка, снежинка, соломинка; д) подосиновик, подолбить, подоконник, пододеяльник.
|
|
7. Выпишите имена существительные с суффиксом - ок:
а)замок; б) теремок; в) лесок; г) песок; д) ветерок; е) мирок; ж) приток.
____________________________________________________________
8. Записать 8 сложных слов, используя по одному разу все корни указанных слов каждой группы:
а) мир, единый, любить, общий, взаимный, вода, машина, хлопок; б) строить, душа, хранить, жить, знать, убирать, помощь, любить.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
9. Укажи слова с приставками:
а) доверить; б) домашний; в) доброта; г) добежать; д) докрасить; е) посмотрел; ж) подарки; з) полевые; и) полка; к) покупка; л) победитель; м) полянка; н) заботливый; о) забавный.
10. Образуй от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
В каких словах есть окончание -а?
А) Четыреста; б) сначала; в) амплуа; г) хороша.
12. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово СТОЛ?
А) Столяр; б) столовая; в) столешница; г) столько; д) столица; е) престол; ж) столетник; з) застолье.