Музыку «священной войны» придумали за день

Периода Великой Отечественной войны».

ЦЕЛЬ:

  • сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость родины;
  • проверить умение учащихся самостоятельно систематизировать и обобщать материал.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

  «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия». Война - это страшная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Об этом мы обязаны помнить всегда, ведь у памяти нет срока давности.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (это строки Анны Ахматовой из стихотворения «Мужество» (1942 г.)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа - говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом - был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?

Одни, как В.Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами»- военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 275 советских писателей с войны не вернулось. Среди них А.Гайдар, Евг.Петров, Ю.Крымов, В.Ставский, И.Уткин, А.Лебедев, Г.Суворов.

УЧЕНИК: Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Гремели пушки, но музы не молчали - Великая Отечественная война вызвала к жизни мощное искусство.

У каждого поэта есть провинция,

Она ему ошибки и грехи,

Все мелкие обиды и провинности

Прощает за правдивые стихи.

И у меня есть также неизменная,

На карту не внесённая, одна,

Суровая моя и откровенная

Далёкая провинция- Война…

                              (С.Гудзенко)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа.

Вначале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова.

ВОПРОС. Назовите эти жанры.

ОТВЕТ. (Публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение)

ВОПРОС. Вспомните слова Алексея Суркова, который обозначил направление поэзии того грозного времени.

ОТВЕТ. «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать и зубами скрежетать…»

 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕСНИ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»  

МУЗЫКУ «СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ» ПРИДУМАЛИ ЗА ДЕНЬ

    За пять лет Великой Отечественной эта песня превратилась в гимн Победе. Её знали все – солдаты, их жёны, дети… 

    Сохранился рассказ о встрече, состоявшейся за несколько дней до войны в музыкальной редакции радио. Присутствовали три наиболее известных поэта-песенника: В.Лебедев-Кумач, В.Гусев, Е.Долматовский. «Редактор,- вспоминал Долматовский,- посмотрела на нас сквозь толстые стёкла очков и с невозмутимым видом спросила: «Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот-вот начнётся война с немцами?» Мы оторопели.   В те дни в газетах появилось опровержение тревожных слухов, и высказываться в ином духе было не принято, даже небезопасно. А редактор, не дав нам опомниться и ответить на её вопрос, продолжала: «Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. «Если завтра война…» уже нельзя будет петь. Считайте наш разговор доверительным. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите. Обещаю вам, что до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает.»

    Никто и не узнал, потому что ни Виктор Гусев, ни Евгений Долматовский не придали значения этому разговору. «Я пробовал, но у меня не получилось. Не верилось, что война вот-вот грянет»,- признавался Долматовский. Василий Лебедев-Кумач поверил. Под «Священной войной» стоит дата завершения работы – 22 июня. Впервые стихи песни были опубликованы 24 июня 1941 года сразу в двух газетах – «Красной звезде» и «Известиях».

    Тогдашний редактор газеты «Красная звезда» генерал-майор Ортенберг вспоминал: «Первый военный номер «Красной звезды». Нужны стихи. Обязательно! Удалось связаться с Лебедевым-Кумачом: его стихи немедленно пошли в набор. А ночью, когда полосы уже были свёрстаны, выяснилось:«Известия» выпросили у него стихи, отданные нам… В иное время я, наверное, распорядился бы в назидание «неустойчивому» автору снять его стихи. Но в ту ночь было не до амбиций. Да и стихи замечательные! «Ничего,- ответил я.- Пусть идут в двух газетах.»

    В тот же день, когда опубликовали стихи, в Доме Красной Армии к композитору Александру Александрову подошёл политработник с газетой «Известия»: «Тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню?» Александров прочитал стихи и, забыв обо всём, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни, руководителем которого был Александров. Тут же, в репетиционной комнате, написали ноты мелом на доске. Так и выучили её, чтобы на следующий день спеть её уезжающим на фронт бойцам.

    Впервые песня прозвучала в исполнении Ансамбля красноармейской песни на Белорусском вокзале. Сын композитора Александрова Борис так вспоминал об этом: «…когда песня окончилась… раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить… Они требовали и требовали повторения, и только после того, как добрая половина присутствующих уже подпевала ансамблю, запомнив мотив и слова, «Священная война» уступила место другим произведениям».

    В сентябре 1941 года песня прозвучала в фильме-концерте «Мы ждём вас с победой». Группа хора краснознамённого ансамбля, оставшаяся в Москве и участвовавшая в съёмках, была непривычно мала, поэтому песню исполняли за кадром.

    Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио – каждое утро после боя кремлёвских курантов.

     В 1942 году, после возвращения с фронта основного состава краснознамённого ансамбля, «Священная война» была записана на грампластинку. Уникальный экземпляр пластинки хранится в архиве дочери Лебедева-Кумача Марины.

     Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.

         В послевоенное время часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова и имела широкий успех как в СССР, так и на зарубежных гастролях.

(Найти и прослушать аудиозапись песни «Священная война» муз. А.Александров, сл. В.Лебедев-Кумач)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Основной мотив военной лирики, душевный настрой людей в годы войны, удачно выразил Александр Межиров в стихотворении «Музыка»:

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: