Война проклятая попрала

Какая музыка во всём,

Всем и для всех - не по ранжиру.

Осилим…. Выстоим….Спасём…

Ах, не до жиру - быть бы живу…

Эта трагическая «музыка», а проще говоря, ощущение священного смысла войны, всеобщего равенства людей в тылу и на фронте перед лицом общей беды, были прекрасно выражены в сборниках бывшего санинструктора Ю.Друниной, участника обороны Ленинграда М.Дудина, фронтовика М.Луконина, танкиста С.Орлова.

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву- и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

                              (Ю.Друнина)

 Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом.

Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обёртке концентратов, они мелькали на броне танков, мчавшихся в атаку, падали дождём листовок из самолётного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.

Возродилась традиция знаменитых «Окон РОСТА». Теперь они называются «Окна ТАСС».

Изначально преобладали малые поэтические жанры: лирическая и походная песня, рифмованный лозунг, стихотворный репортаж, басня, сатирическая сказка и т.п. Некоторые песни поднимались до широких эпических обобщений и подлинно всенародного звучания.

В годы войны было написано множество лирических стихов, ставших широко известными песнями. Всеобщей любовью пользовались песни М.Исаковского («Огонёк», «В прифронтовом лесу»), А.Фатьянова («Давно мы дома не были»), А.Чуркина («Вечер на рейде»), А.Жарова («Заветный камень»).

Большой популярностью пользовалась «Землянка» А.Суркова, первоначально называвшаяся просто «Песенкой». Положенная на музыку композитором К.Листовым, она приобрела огромную популярность, обошла все фронты Великой Отечественной войны, её переписывали, посылали в письмах.

(Найти и прослушать аудиозапись песни «Землянка» муз. К.Листов, сл. А.Сурков)

Рефрен стихотворения К.Симонова «Жди меня» стал символом верности разъединённых войной любящих сердец.

Стихотворение

Жди меня, и я вернусь

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

.Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,                             

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть                             

Скажет: - Повезло.-

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой. (К.Симонов «Жди меня»)

 
 В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. Ощущение России в годы войны сделалось многостороннее и глубже. Даже попадая в тяжелейшие условия, писатели оказывались достойными сыновьями Советской Отчизны.

О судьбе Мусы Джалиля.

Трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля (Муса Мустафович Залилов). Будучи тяжело раненым, он попал в плен. В концлагере Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Моабит и приговорён к смертной казни. Но поэт продолжал бороться, думая не о себе - о Родине:

Мой друг, ведь наша жизнь - она лишь искра

Всей жизни Родины - страна побед.

Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти

В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

    Поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине за участие в подпольной организации, но его тетрадь была сохранена участником антифашистского сопротивления бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать ее на родину. После окончания войны и выхода из тюрьмы Андре Тиммерманс отнес тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки популярному поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык.  Впоследствии они были изданы под названием «Моабитские тетради». В 1956 году Мусе Залилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Муса Мустафиевич в 1957 году первым среди поэтов стал лауреатом Ленинской премии. 

                         

 Жанр поэмы, как и другие литературные жанры, пережил за годы войны заметную эволюцию.

ЗАДАНИЕ. Давайте попробуем вспомнить и проследить изменения, происшедшие с этим жанром.

 Примеры:

1. Поэмы-репортажи

2. Поэмы- баллады («Киров с нами» Н. Тихонов)

3. Лирические поэмы («Зоя» М. Алигер)

4. Поэмы-эпитафии («Сын» П.Антокольский)

5. Философские поэмы («Пулковский меридиан» В.Инбер)

6. Эпические поэмы («Твой путь» О.Берггольц)

 

 Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:

 

Но знай, внимающий этим камням:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: