Тема 4. Нарушения привязанности и последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

ПРИВЯЗАННОСТЬ. ТИПЫ НАРУШЕННОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ.

 

    Вопрос о том, как найти общий язык с приемным ребенком и построить с ним доверительные отношения волнует практически каждого замещающего родителя. И вопрос этот непростой.

 Ведь ребенок, попадающий в новую семью, имеет, как правило, негативный эмоциональный опыт отношений с близкими взрослыми, разлуки с ними. Некоторые дети пережили пренебрежительное и даже жестокое обращение со стороны взрослых. Все это не может не повлиять на выстраивание отношений с членами новой семьи.

   Для родственников, которые берут ребенка в свою семью на воспитание, этот вопрос кажется не важным – ведь у нас одна кровь,  рассуждают они, поэтому привязанность есть сама по себе. Однако это не верно.

Немного теории, которая позволит разобраться, почему нарушения привязанности может быть у любого ребенка и взрослого человека.

 

  Привязанность формируется у младенцев примерно с 6 месяцев. Первым ее объектом является, чаще всего, его мать. Позже (через 1-2 месяца) круг расширяется, в него входят отец ребенка, бабушки, дедушки и другие родственники. К человеку, являющемуся объектом привязанности, младенец обращается за утешением и защитой чаще, чем к другим людям, в его присутствии чувствует себя спокойней в незнакомой обстановке.

        О том, что сформировалась привязанность к определенному человеку (родителю) свидетельствуют следующие признаки: ребенок отвечает улыбкой на улыбку; не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом; стремится быть ближе к взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань»; принимает утешения родителей; испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании; переживает положительные эмоции, играя с родителями; испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей.

       Формирование детско-родительской привязанности проходит ряд последовательных стадий:  

  - Стадия недифференцированных привязанностей (1,5-6 мес.) – младенцы уже выделяют мать среди окружающих объектов, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый. Этот период также называют стадией начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу – ребенок следит глазами, цепляется и улыбается произвольному человеку. 

-Стадия специфических привязанностей (7-9 мес.) – на этой стадии происходит формирование и закрепление первичной привязанности к матери. Малыш протестует, если его разделяют с мамой, и беспокойно ведет себя в присутствии незнакомых людей.

- Стадия множественных привязанностей (11-18 мес.) – ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям. Тем не менее, мать продолжает быть основной фигурой привязанности – ребенок использует ее в качестве «надежной базы» для своих исследовательских действий. Если понаблюдать за поведением малыша в этот момент, то мы увидим, что, чем бы тот ни занимался, он постоянно держит маму в поле своего зрения и, если кто-то заслоняет ему ее, то он обязательно перемещается так, чтобы вновь ее видеть.

      В случае, если ребенку недостает внимания, теплоты в отношениях, эмоциональной поддержки, то у него развиваются нарушения привязанности.

   К ним относят формирование ненадежных типов привязанности:

  Тревожно-амбивалентная привязанность.

 У детей такое нарушение проявляется в переживании ими тревоги и чувства незащищенности из-за того, что родители демонстрировали противоречивое или слишком назойливое поведение по отношению к ним.

Эти дети сами ведут себя непоследовательно – они то ласковы, то агрессивны.

Они постоянно «цепляются» за родителей, ищут «негативного» внимания, провоцируя на наказания.

 Такая привязанность может сформироваться у ребенка, мать которого может быть искренней, но непоследовательной – она, то чрезмерно чувствительна и ласкова, то холодна, недоступна или даже агрессивна по отношению к ребенку без объективных причин. Как правило, в таких случаях невозможно понять поведение матери и приспособиться к нему. Ребенок стремится к контакту, но не уверен в том, что получит необходимый эмоциональный отклик, поэтому часто тревожится по поводу доступности матери, «цепляется» за нее.

 

1) Дети с избегающей привязанностью довольно замкнуты, недоверчивы, сторонятся близких отношений с другими людьми и производят впечатление очень независимых.

 Родители таких детей проявляли эмоциональную холодность с ними в общении; часто были недоступны, когда их участие было необходимо; в ответ на обращение к ним ребенка прогоняли его или наказывали.

 В результате такого негативного подкрепления малыш учился больше не проявлять открыто своих эмоций и не доверять окружающим.

Чтобы избежать негативных чувств и защитить себя от непредсказуемых последствий такие дети стараются избегать близости с другими.

 

2) Наиболее неблагополучный тип – дезорганизованная привязанность. Дезорганизованная привязанность характерна для детей, эмоциональные потребности которых не удовлетворялись родителями или родители реагировали на них неадекватно, часто проявляли жестокость.

Если такой ребенок сначала и обращался за эмоциональной поддержкой к родителям, то в итоге такие обращения делали его пугливым, обескураженным и дезориентированным.

Такой тип привязанности характерен для детей, подвергшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

3) Размытая привязанность часто встречается у детей из детских домов: ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», - и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.

 

     Среди причин, осложняющих развитие надежной привязанности детей, исследователи называют следующие:

¾ Разлука с родителями и помещение в детский дом.

¾ Ситуация смерти родителя или заботящегося о нем человека, особенно насильственной.

¾ Нарушение взаимоотношений в семье и развитие ненадежной привязанности.

¾ Не имеет благоприятного опыта построения отношений со взрослым человеком.

¾ Усыновление одного ребенка после того как произошло формирование привязанности к другому родителю или старшему ребенку в семье.

¾ Пренатальное употребление матерью алкоголя и наркотиков.

¾  Насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое).

¾ Дети, которые подвергались жестокому обращению в течение раннего возраста, могут ожидать подобного обращения в новой семье и проявлять некоторые из уже привычных стратегий, чтобы справиться с этим.

¾ Нервно-психические заболевания матери.

¾ Наркотическая или алкогольная зависимость родителей.

¾ Госпитализация родителя или ребенка, в результате которого ребенка внезапно разлучили.

¾ Педагогическая запущенность, пренебрежение, игнорирование нужд ребенка.

    Риск возникновения нарушений привязанности возрастает в том случае, если перечисленные факторы имеют место в течение первых двух лет жизни человека, а также, когда несколько факторов сочетаются между собой.

РАЗВИТИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

 Все без исключения дети нуждаются в формировании благополучной эмоциональной привязанности к своим родителям. Эмоциональные отношения между ребенком и его кровным родителями складываются, в том числе, и благодаря биологической связи.

Такой связи между приемными родителями и ребенком нет. Однако, это не значит, что благополучная эмоциональная привязанность между ними не может быть установлена. Напротив, при определенных усилиях и большом терпении это возможно. Чтобы справиться со сложностями в эмоциональном развитии приемного ребенка необходимо, прежде всего, понимать, в чем эти сложности заключаются.

Как показывают исследования, практически все дети из детского дома, даже те, кого усыновили в младенческом возрасте, имеют проблемы с формированием привязанности к приемным родителям.

 Это происходит оттого, что надежная привязанность формируется в том случае, когда опекающее лицо  с младенчества своевременно отзывается на нужды ребенка, что создает у него чувство стабильности и безопасности. В том случае, если отношения с этим лицом прерываются, то отношения надежной привязанности разрушаются.

   Приемные родители, в свою очередь, являются незнакомцами для приемного ребенка, и установление отношений истинной привязанности устанавливаются между ними не сразу, этот процесс длится месяцы и годы. Но родители могут сделать его более скорым и эффективным.

 Наиболее благоприятным периодом для усыновления является возраст до 6 месяцев, так как привязанность еще не сформировалась, и малыш не будет так остро переживать разлуку как ребенок более старшего возраста.

В целом, по мнению многочисленных исследователей практики усыновления, здоровую привязанность у детей в приемной семье легче сформировать в том случае, если ребенок был надежно привязан к своим кровным родителям (или заменяющему их опекуну).

Готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть — являются определяющими для достижения успеха в формировании привязанности ребенка к новой семье.

       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: