МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: Определение и классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их источников.
дисциплина Безопасность жизнедеятельности
факультет лечебный
СОСТАВИТЕЛИ Авдеев Д.Б.
к.в.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф
Краткая информация
– количество часов, отведенное на изучение данной темы – 3;
– место проведения занятия – учебная комната кафедры безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, учебного корпуса № 3 ОмГМУ;
– необходимое оборудование презентация по теме «Определение и классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их источников», перечень контрольных вопросов, тестовые задания.
Актуальность (мотивационная характеристика темы)
Изучение данной темы даёт возможность решать несколько профессиональных задач, поставленных в рабочей программе дисциплины:
|
|
– приобретение понимания проблем и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека;
– приобретение теоретических знаний о сущности и развитии чрезвычайных ситуаций;
– формирование способностей для аргументированного обоснования принимаемых решений с точки зрения безопасности;
– формирование мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.
Учебные и воспитательные цели и задачи
Цель занятия: раскрыть понятие чрезвычайная ситуация и рассмотреть классификации ЧС и их источников (ОК-4).
Задачи:
− дать понятие аварии, стихийному бедствию, источнику чрезвычайной ситуации, чрезвычайной ситуации и катастрофе (ОК-4);
− рассмотреть классификацию ЧС по источникам и масштабу (ОК-4);
− дать характеристику основных поражающих факторов, воздействующих на население в ЧС мирного и военного времени, рассмотреть стадии развития ЧС (ОК-4, ОК-7);
− познакомится с общими и медико-санитарными последствиями ЧС мирного и военного времени, особенностями ликвидации ЧС (ОК-4, ОК-7).
Межпредметные и внутрипредметные связи
Для освоения материала занятия по теме «Определение и классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их источников» необходимы знания, полученные при изучении следующих предметов: школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Полученные знания необходимы в дальнейшем при рассмотрении на учебных занятиях по предмету «Медицина катастроф».
Внутрипредметные связи.
|
|
Для освоения материала необходимы знания, полученные при изучении раздела «Введение в дисциплину безопасность жизнедеятельности. Основные положения и принципы обеспечения безопасности», «Медико-биологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности», «Природные опасности», «Техногенные опасности»
Вопросы для подготовки к занятию, основные термины и определения
1. Дайте определение понятию авария, стихийное бедствие, источник чрезвычайной ситуации.
2. Что такое "Чрезвычайная ситуация"?
3. Дайте определение понятию катастрофа.
4. Раскройте классификацию чрезвычайных ситуаций по масштабу.
5. Раскройте классификацию чрезвычайных ситуаций по источникам.
6. Какие выделяют стадии развития чрезвычайных ситуаций?
7. Какие чрезвычайные ситуации относятся к техногенным?
8. Какие чрезвычайные ситуации относятся к природным?
9. Какие вы можете перечислить основные поражающие факторы ЧС мирного и военного времени?
10. Что входит в понятие общих потерь среди населения при ЧС природного и техногенного характера?
11. Каких лиц относят к категории санитарных потерь?
12. Что понимается под структурой санитарных потерь?
13. Раскройте основные группы последствий чрезвычайных ситуаций.
14. Перечислите основные особенности ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Задания для самостоятельной работы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ЧС) И ИХ ИСТОЧНИКОВ.
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На сегодняшний день человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе.
Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее, и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.
Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Число ЧС растет лавинообразно, и за последние два десятилетия возросло в 2 раза. А это значит растёт число жертв и материальный ущерб как в промышленности так и на транспорте, в быту, в армии и т.д.
В теории безопасности жизнедеятельности основным понятием является потенциальная опасность. Реализуясь, опасности вызывают определенные последствия, которые называют экстремальными ситуациями.
Экстремальная ситуация – это обстановка, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации обусловливают, например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы аварийно химически опасных веществ (АХОВ), высокие дозы облучения, сильные перегрузки, невесомость и пр.
Среди экстремальных ситуаций выделяют особый класс событий, получивший название «чрезвычайные ситуации».
Далее рассмотрим основные понятия и определения.
Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде. В результате данного опасного техногенного происшествия может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Стихийные бедствия – это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.
|
|
Источник чрезвычайной ситуации – это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Следует обратить внимание, что, согласно определению, ЧС – это обстановка, возникшая в результате реализации той или иной опасности, а не сама опасность.
Катастрофа – это обстановка, сложившаяся в результате ЧС, которая повлекла за собой человеческие жертвы, нанесла ущерб здоровью людей, наблюдаются разрушение или уничтожение материальных ценностей и ущерб окружающей среде.