Опыт проектирования схем спуска в атмосфере и ввода в действие АЗ для исследования Венеры и Марса позволяет выделить ряд общих проблемных вопросов и основных положений [18, 21].
Прежде всего, формулируются научные задачи, которые определяют:
· циклограмму функционирования АЗ и научных приборов;
· диапазон высот дрейфа;
· массу полезной нагрузки;
· продолжительность дрейфа;
· режим работы у поверхности.
В значительной степени на выполнение траекторных операций влияет модель внешних условий:
· модель атмосферы;
· модель тепловых потоков;
· турбулентность атмосферы;
· рельеф района посадки и трасса дрейфа.
Среди основных проектных параметров, влияющих на процесс ввода аэростата в действие и последующий дрейф, центральное место занимают характеристики материала оболочки:
· термооптическая характеристика материала;
· диффузионная проницаемость и утечка через микроотверстия в материале и швах;
· прочность характеристики и относительное удлинение материала оболочки;
· массово–геометрические характеристики.
Математическая модель АЗ, созданная впервые при осуществлении проекта «Вега» и доработанная для марсианского аэростата, помогает решить задачи разных уровней:
I уровень
· выбор типа и формы аэростата;
· определение диаметра оболочки, массы необъемного газа и массы оболочки;
· определение потерь газа и продолжительность дрейфа;
· проведение параметрических исследований программ.
II уровень
· проведение исследований влияния избыточного давления и перегрева в оболочке;
· учет возмущающих факторов:
- суточных колебаний температуры атмосферы;
- ветровых порывов.
III уровень
· расчет изменения параметров в баллонах высокого давления и оболочке в процессе наполнения;
· расчет траекторий движения при наполнении и дрейфе при случайном изменении возмущающих факторов;
· исследование динамики движения аэростата при дрейфе и посадке;
· исследование реальных изменений формы оболочки и ее поддержание.
Исследование на функционирование предполагает:
· определение «просадки» при вводе АЗ в действие;
· определение «просадки» при первом касании поверхности балластом и при последующих посадках (если таковые планируются);
· исследование динамических характеристик АЗ при посадке и всплытии;
· выбор длины фала;
· исследование переходных процессов в оболочке;
· исследование электризации оболочки.
Автономные и модельные испытания проводятся (независимо от того, венерианский это или марсианский зонд) с целью:
· моделирования процессов развертывания и наполнения оболочки;
· определения аэродинамических характеристик АЗ и его частей;
· определения утечек газа через оболочку;
· определения прочностных характеристик оболочки и относительных удлинений;
· определения характеристик оболочки АЗ после длительного хранения в вакууме.
Комплексные испытания являются завершающим этапом запланированной отработки и в значительной степени квалифицирующими:
· моделирование траекторных операций, процессов развертывания и наполнение оболочки;
· определение параметров движения и калибровку математических моделей;
· исследование и уточнение аэродинамических характеристик;
· исследование взаимодействия систем АЗ;
· исследование и подтверждение расчетных параметров расхождения разделяющихся элементов.
Обработка результатов штатного функционирования впервые реализованного аэростатного эксперимента в условиях Венеры позволила:
1) получить реальную картину движения АЗ;
2) провести восстановление траекторных параметров и параметров окружающей среды;
3) уточнить математическую модель, исходные данные и возмущающие параметры;
4) сделать вывод о возможности распространения полученных технических решений на марсианские условия;
5) увязывать данные, получаемые с различных технических средств (аппаратов), например АЗ, марсохода, орбитального аппарата, в зависимости от схемы организации эксперимента в целом;
6) проводить оценку реализуемости в новых планируемых экспедициях [23–26].
Сразу после блестящего осуществления проекта «Вега» стали планироваться и прорабатываться новые проекты по проведению комплексных исследований Венеры и Марса, в том числе с помощью АЗ. На рис. 16 приведен общий вид спускаемого аппарата для исследования Венеры, в состав которого входит два АЗ. Схема спуска в атмосфере планеты и ввода в действие АЗ полностью идентична схеме, реализованной в проекте «Вега» (рис. 17).
При проработке проекта «Марс» рассматривалось несколько вариантов состава спускаемых аппаратов. Они предполагали наличие аэростатных зондов в различных комбинациях с другими техническими средствами. Кроме того, был разработан аэростатный носитель, который использовался при летных испытаниях надувного тормозного устройства пенетратора в проекте «Марс-96». В последнее время широко обсуждается международная программа исследования Марса. Успехи американских и европейских ученых и инженеров в осуществлении проектов «Марс–Одиссей» и «Марс–Экспресс», российские предложения по сотрудничеству и участию в программе «Марс–Фобос–Грунт» свидетельствуют о серьезном подходе к объединению усилий в реализации амбициозной марсианской программы. Конечной целью Программы на ближайшие 15–20 лет является высадка человека на Марс. До этого события важным этапом будет доставка грунта с Марса. А в течение ближайших десяти лет, очевидно, основной задачей будут широкомасштабные исследования с помощью различных технических средств. Важным этапом в исследованиях будет создание сети исследовательских станций, которые позволят собирать информацию об условиях на планете в различных удаленных на большие расстояния местах. С этой же точки зрения интересным предложением является использование АЗ, способных преодолевать значительные расстояния.
Таким образом, в международной программе исследования Марса представляется весьма перспективным использование российского опыта создания и реализации ввода в действие такого мобильного и эффективного средства как аэростатный зонд.
Заключение
1. В учебном пособии приведен анализ особенностей исследования планет Венера и Марс с помощью аэростатных станций, внешних условий функционирования и факторов, влияющих на формирование схемных решений исследовательских космических аппаратов, аэростатных зондов и систем ввода их в действие.
2. Из анализа существующих аэростатных технологий выделены схемообразующие признаки, что позволило свести возможные схемные решения систем ввода в действие к конечному числу допустимых вариантов, из множества которых осуществлялся выбор решений для венерианской и марсианской экспедиций.
3. Показан способ ввода в действие АЗ непосредственно в процессе движения спускаемого аппарата в атмосфере на парашютной системе с последовательностью траекторных операций:
· отделение от спускаемого аппарата;
· стабилизация;
· ввод аэростатной парашютной системы;
· вывешивание балласта;
· развертывание оболочки;
· наполнение оболочки;
· отделение парашюта и системы наполнения;
· отделение балласта;
· вывешивание полезной нагрузки;
· выход на высоту дрейфа.
4. Приведена методика оценки траекторных параметров АЗ и риска реализации при неопределенности внешних условий и исходных данных с использованием метода эквивалентных возмущений. Математическая модель аэростата при наполнении и дрейфе, специально разработанная для венерианского АЗ, адаптирована к условиям и требованиям проведения марсианского аэростатного эксперимента.
5. Показан методический подход к выбору ограничений при проведении траекторных операций по вводу АЗ в действие, обеспечению последовательного расхождения элементов конструкции, наполнения оболочки, безопасной «просадки» аэростатной станции в нижней части траектории (или безопасного контакта с поверхностью) и выходе на максимальную высоту дрейфа.
6. Показано, что методические подходы и технические решения в обеспечение ввода в действие АЗ инвариантны для планет Венера и Марс и были реализованы в проектах «Вега», «Веста» и «Марс-98».
7. Рекомендовано использование разработанного методического подхода и предложенных технических решений при проектировании траекторных операций по вводу в действие АЗ для перспективных международных программ исследования Венеры и Марса.