Проблемы деятельности коллектива на примере детского театрального коллектива «Синтепоша»

Детский творческий коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается в семье, через общение со сверстниками в различных условиях, через средства массовой информации, чтение книг, интернет и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий, выполнения которых невозможно избежать. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

В коллективной творческой деятельности любой участник должен удовлетворять познавательные интересы, увлекаться, включаться в совместную деятельность, в творческий процесс, достигать определенных успехов в освоении творческих навыков.

Для плодотворной работы коллектива необходимо выполнение определенных положений, рассмотренных в первой главе данной работы. Понятно, что любой коллектив в ходе рабочего и творческого процесса будет иметь свои проблемы, которые могут стать серьезной причиной невыполнения поставленных задач. Поэтому, мы рассмотрим возникающие и возможные проблемы и пути их решения на примере конкретного детского коллектива – театрального коллектива «Синтепоша».

Большинство трудностей в работе коллектива связано с психоэмоциональными особенностями возраста участников и лишь некоторые носят административно-правовой характер.

Начнем с определения состава групп. В процессе формирования состава групп и расписания работы коллектива возникают определенные трудности. Начнем с возрастных особенностей. Группа театрального кружка должна быть сформирована по возрастному признаку, это обусловлено тем, что сама специфика работы театрального коллектива является этому причиной, так как занятия в основной массе носят игровой характер, сильно завязаны на общении внутри коллектива, поэтому возраст участников группы должен соответствовать друг другу. Однако, расположение дома культуры, которому принадлежит коллектив привносит свои корректировки в количественный и качественный состав участников.

Сложным является и сам творческий процесс в детском коллективе. Проблемы возникают с усвоением доводимой информации, пассивной реакцией на предлагаемый материал. Многие участники и их родители заинтересованы в посещении подобных занятий, многие нет, так как нет определенной базы, которая позволяет понимать важность и необходимость подобного рода занятий для ребенка, особенно если есть предрасположенность и творческие способности.

В процессе работы детского коллектива происходит сложная коммуникативная деятельность, которая определяется целью и задачами, поставленными перед руководителем, участниками коллектива (детьми) и их родителями. Очевидно, что избежать конфликтов в таком многоплановом общении не представляется возможным. Конфликты возникают различного характера, и межличностные, и внутриличностные, и руководитель коллектива оказывается в эпицентре этих конфликтов, требующих безотлагательного решения. Часто приходится уделять этому процессу большое количество времени, отчего страдает творческий процесс, затягивается занятие, во время не усваивается материал, затягивается постановочный процесс. Однако, без этого нельзя обойтись, так как психологический климат, особенно в творческом коллективе, должен быть предрасполагающим для творческой деятельности.

Не все дети соглашаются находиться в зале во время занятий без родителей. Руководителю приходится находить весомые аргументы, чтобы соблюсти порядок. Если это не удается, то в виде исключения, можно разрешить присутствие одного из родителей. Нужно заметить, что неоднократность такого поведение обычно говорит о неготовности ребенка к посещению занятий или отсутствии интереса к данному роду деятельности. В таком случае рекомендуется прекратить посещение. Самостоятельность – одно из качеств, воспитываемых на творческих занятиях. Тем более жанр театральный предполагает наличие определенных личностных качеств ребенка, таких как – независимость, смелость, открытость, бесстрашие, отсутствие комплексов. Поэтому, если ребенок изначально не готов к нахождению на занятии без родителя, скорее всего страх перед сценой не позволит выступать, и в этом случае потребуется дополнительное вмешательство психологов.

Часто реализация поставленных задач срывается из-за дисциплинарных нарушений, плохого эмоционального самочувствия воспитанников. В этом случае руководитель должен быстро найти средства перенаправить внимание ребенка средствами игры, интересного рассказа, поучительной истории, чтобы вернуться к продолжению обучения.

Также в последнее время усложнилось правовое регулирование даже коллективов, работающих на бесплатной основе. Увеличилось количество необходимой отчетной документации, положений, форм, заявлений, необходимых для приема участника в творческий коллектив. Не все родители, не все взрослые участники относятся к этому с пониманием, считая, что учреждение культуры, работающее на бесплатной основе не имеет права требовать подобный объем документации. Этот факт влияет на количественную наполняемость кружка.

Есть еще одна проблема: в обеспечении необходимыми техническими средствами. Формально коллектив, занятия которого проводятся на базе государственного учреждения, должен иметь ресурсы для улучшения материальной базы. Однако, находясь в составе государственного учреждения, оказывается весьма проблематичным достать средства из внутреннего бюджета. Приходится обращаться за спонсорской помощью, в виде добровольной материальной помощи со стороны родителей участников коллектива. Эта практика довольно широко распространена, что не всегда встречается с пониманием со стороны членов коллектива и их родителей, если речь идет о детском коллективе. Стоит понимать, что для того, чтобы коллектив показывал результаты, ему необходимы костюмы, реквизит, участие в фестивалях и конкурсах, которые чаще всего платные и требуют перевозки участников в другие города. Таким образом, для того, чтобы повышать уровень исполнительский и открывать для себя новые горизонты необходимы финансовые вложения, без которых рост коллектива не представляется возможным.

Круг возникающих проблем в деятельности детского коллектива можно разделить на два сектора. Проблемы организационного характера и трудности учебно-воспитательные. Все эти проблемы требуют принятия определенных решений, разработке плана действий по минимизации последствий данных проблем.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: