Социальная роль досуга

Досуг –деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия и т.п.. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга.

Культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Отличным качеством культурного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, быть участником важных событий.

Семейный досуг — это свободное времяпрепровождение, которое предполагает «совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности. Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием».

Существует несколько уровней организации досуга в семье:

1. Допустимый (подразумевает знания о досуге и возможности его проведения - путешествия, спортивные мероприятия, рыбалка, походы, посещение кинотеатров, музеев и т.д.)

 2. Низкий (неполное осознание важности совместного проведения семейного досуга - чтение развлекательной литературы, сидение у телевизора или компьютера, приём гостей и т.д.)

 3.Нулевой (девиантное и делинквентное проведение досуга).

Исходя из определения семейного досуга, можно обозначить позитивное влияние проведения совместного досуга детей и родителей на обе стороны процесса. У детей формируется позитивный образ семьи, который остаётся с ними на всю жизнь. И, будучи взрослыми, они станут стремиться к реализации, заложенной в них программы счастливой семьи, будут совершенствовать умения бесконфликтного общения. А взрослые получают хорошую возможность лучше узнать интересы своих детей и отвлечься от бытовых проблем, заряжаясь позитивом и особым детским восприятием мира.

Ценность проведения семейного досуга как вида развивающей деятельности, определяется несколькими моментами:

1) приобщением к духовным традициям и эстетическим воспитанием, в процессе которого у детей формируется умение «адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе» [6, 334]

2) формированием у детей таких важных личностных качеств, как ответственность, (добровольное принятие на себя моральных и других обязательств перед обществом), открытость, отзывчивость, контактность (хорошие, доверительные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми) и др.

3) поддержанием семьи как целостной системы (социальной группы);

4) физическим развитием и оздоровлением всех членов семьи.

Поскольку семейный досуг предполагает развивающую деятельность и активный отдых (обучение, физическое и эстетическое воспитание и др.), то можно утверждать, что он играет существенную роль в формировании всесторонне развитой личности.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил сделать некоторые выводы:

- Семья - важнейший фактор социализации человека, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей.

- Совместный отдых и занятия улучшают микроклимат в семье, способствуют укреплению доверительных отношений между детьми и родителями.

- Ценность проведения семейного досуга, как вида развивающей деятельности, определяется приобщением к духовным традициям, формированием навыков межличностного взаимодействия, эстетическим и физическим воспитанием.

Далее на основе анализа современной социокультурной ситуации в целом и, в частности, на основе анализа особенностей организации семейного досуга мы выявили некоторые проблемы его организации.

Во-первых, непонимание взрослыми важности проведения совместного досуга семьи провоцирует замещение развивающей деятельности деструктивным общением. И, как следствие, утрачивается желание проведения совместного досуга. Члены семьи обосабливаются, и связь поколений прерывается.

Во-вторых, неумение организовать досуг приводит к отрицательным впечатлениям после мероприятия у всех или некоторых его участников и может повлечь за собой отказ от участия в последующих встречах.

В-третьих, ускоряющийся темп жизни и, как следствие, недостаток свободного времени способствует отдалению членов семьи друг от друга и ухудшает взаимопонимание.

В-четвёртых, у большинства людей наблюдается в последнее время нежелание проявить творческую активность и пассивное отношение к любой деятельности.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: