Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.
Виды семьи.
- Патриархальная. Основные обязанности главы семьи лежат на плечах мужчины.
- Матриархальная. Основными обязанностями главы семьи занимается женщина.
- Демократическая (партнерская). Обязанности делятся поровну или члены семьи занимаются ими по очереди.
- Нуклеарная – ведением домашнего хозяйства занимаются двое взрослых людей.
- Расширенная – помимо двух взрослы людей с ведением домашнего хозяйства помогают справляться ближайшие родственники.
- Моногамная. Один мужчина состоит в браке с одной женщиной.
- Полигамная. Брак заключается одновременно между некоторым количеством людей: полигиния – один мужчина со многими женщинами; полиандрия – одна женщина со многими мужчинами.
- Бездетная - дети отсутствуют.
- Многодетная - не меньше трех детей.
- Полная - воспитанием ребенка занимаются оба родителя.
|
|
- Неполная - воспитанием ребенка занимается только один родитель.
- Авторитарная - воспитание детей строится на безоговорочном авторитете родителей.
- Либеральная - ребенок самостоятельно выбирает, какой личностью он хочет стать.
- Демократическая- в самоопределении ребенка играют роль как его собственные желания, так и предпочтения родителей.
Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.
Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и рекреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).
По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).
Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.
|
|
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.
Организация исследования
По результатам социологического исследования изучения семьи как социально-культурный институт на примере Муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурное объединение Благодарненского с/п», расположенного на территории Краснодарского края, Отрадненского района, были выявлены в результате анкетирования хорошие показатели.
В рамках социологического исследования «Семья как социально-культурный институт на примере Муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурное объединение Благодарненского с/п» с 18 января по 20 января 2020 года, было реализовано анкетирование, где респондентам предлагалось ответить на 6 вопросов информационной части анкеты. В данном исследовании принимали участие семьи благополучные и неблагополучные.
Цель исследования выявить уровень и изучить семью как социальный институт, а также проблемы организации досуга в сельской местности.
В результате проведённого исследования были получены следующие
данные: