Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»

В 2011–2012 гг. происходила разработка нового закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», который направлен на интеграцию образовательного пространства России – от дошкольного до высшего профессионального и послевузовского. Ранее, как известно, проблемы высшего профессионального и послевузовского образования регулировались специальным Федеральным законом № 125‑ФЗ.

Обсуждение нового закона заняло несколько лет. С того времени, как он поступил из Правительства РФ в Госдуму, в комитет по образованию с прошениями о внесении поправок обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений.

В итоге законопроект существенно изменился, но принципиальные позиции законопроекта сохранились неизменными. Так, в частности, закон фактически упраздняет учреждения начального профессионального образования, предусматривает возможность дистанционного и семейного образования.

В законе вводятся новые важные понятия, например «конфликт интересов педагогического работника». Кроме того, в соответствии с новым законом частное репетиторство вводится в правовое поле.

В текст закона включено положение о поддержке талантливых детей и создании для них особых условий. А для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, в которых они «без дискриминации» могли бы получить качественное образование. Отдельным пунктом прописано понятие «инклюзивного образования».

Закон гласит, что все дети из числа народов России имеют право получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке.

В законе также вводятся понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.

Новый закон закрепляет высокий статус МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, которым, как федеральным и национально-исследовательским университетам, дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. По решению Правительства РФ это право может быть и у некоторых других вузов. После принятия закона должны измениться правила поступления в вузы. Основной льготой у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, будет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.

Перспективы развития общего образования в России в начале второго десятилетия ХХI в.

Каковы же перспективы развития образования на ближайший период? Правительство РФ в конце 2012 г. утвердило представленную Министерством образования и науки РФ государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждена Распоряжением правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148‑р.

Целями госпрограммы являются обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодёжной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

В числе основных задач программы «повышение эффективности реализации молодёжной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны», формирование «гибкой» системы непрерывного образования, «развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность» образования, модернизация образовательных программ и создание современной системы оценки качества образования.

В госпрограмму включены следующие подпрограммы и федеральные целевые программы: «Развитие профессионального образования»; «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»; «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»; «Вовлечение молодёжи в социальную практику»; «Обеспечение реализации государственной программы “Развитие образования” на 2013–2020 годы и прочие мероприятия в области образования»; «Федеральная целевая программа “Русский язык” на 2011–2015 годы»; «Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы».

Срок реализации госпрограммы – 2013–2020 гг. – разделён на следующие этапы: первый этап – 2013–2015 гг., второй этап – 2016–2018 гг., третий этап – 2019–2020 гг.

Вместо заключения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: