Творческое развитие личности в системе дополнительного образования

 

В современных. условиях. многообразия. направлений развития системы образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей. На государственномм уровнеα активно обсуждаются вопросы эффективностиα дополнительного образованияα заа счетα количества учреждений дополнительного образования и увеличение видов предоставляемых вв них образовательных услуг, аа также привлечения высококвалифицированных ии творческих педагогов для занятий с детьми, сс целью их культурно..-.социальной адаптации вв общество, выявления., развития и поддержки наиболее способных, творчески..-.одаренных детей,..призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании» оформлено.законодательно в соответствии сс закономм «Об образовании в РФ» [1].

 Дополнительное образование. направлено на реализацию ФГОС нового поколения. и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармонической личности учащихся. Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности,.которым они занимаются, развивается опыт общения.

Многочисленность и разнонаправленность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать то из них то, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет в полной мере раскрыться его творческим способностям.  

Некоторые специалисты считают, что дополнительное.образование является для многих детей «социальным развивающимся трамплином». Если в школе ученик воспринимается как обладающий средним уровнем способностей, то включаясь в активную деятельность в учреждении дополнительного образования, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те. качества, которые необходимы каждому человекуу для полноценного существования вв современном быстро развивающемся мире, что способствует чувствовать себя защищеноо и уверенно в любой сситуации межличностного, профессионального взаимодействия. Центры дополнительного образования создают условия для социальной адаптации детей и подростков и формирования у них социальной устойчивости.

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования достижения своих целей в обучении и развитии обучающихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

Художественно.-.эстетическая деятельность ипозволяет осваивать детям духовный опыт поколений, национальные и культурныеα традиции народностиα проживающего вв регионе, формируя уу нихα образ творческого «Я». Выдающийся педагог Б.В..Астафьев. в своих работах подчеркивал воспитательное значение детского творчества, выделялл его ценностную составляющую. Он полагал, чтоо каждый, ктоо хоть чуть.-.чуть ощутил радостьь творчества вв том илии ином видее искусства, сможет более глубоко воспринимать и ценить всее тоо хорошее, чтоо сделаноα и делается выдающимисяα мастерами в этой сфере, чем тот, кто воспринимает искусство пассивно. Воспитательнаяα ценностьα детскогоα творчестваα заключаетсяα вα том, что уу негоα есть потребность выражать свои жизненные ощущения, чувствовать гармонию и наполнять ею свой уникальный мир [4].

Для развитияя творческих способностей детей важным является создание эмоционально развивающей среды, направленная наа развитие творческой личности. В организации такой среды важная роль отводится профессионализму и мастерству педагога, его умениям выбирать соответствующие методы и средства обучения, позволяющие перейти с базовогоо уровня освоенияя знаний, умений и навыков наа углубленныйй творческийй уровень развития личности. Педагог включает детей вв ситуации группового, коллективногоо взаимодействия, предоставляет возможностьь каждомуу проявлятьь инициативуу и самостоятельность, учиться согласовывать свои действия в коллективной творческой деятельности.

Такиммм образом, рразвитиеее творческихч способностей ддетей является неотъемлемой частью деятельности учреждений системы дополнительного образования ии позволяет само реализоватьсяα ребенку в определенном виде деятельности и приобретении опытаа духовно-творческого общенияαч вв коллективе.α


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: