Глава3. Опыт организации системы дополнительного образования детей на примере МБУДО ЦТ «калейдоскоп» СТ. Медедовской Тимашевского района

3.1 Опыт деятельности α в α развитии α творческих α способностей α детей на материале анализа анкетирования учащихся МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» станицы α Медведовской.

 

Система дополнительного образования α отличается тем, что в ней реализуются образовательные α программы α по конкретному направлению деятельности α и области α знания: художественная, техническая, туристско-краеведческая, экологическая, спортивная, естественно-научная [2]. Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя образовательные общеразвивающие программы, разрабатываемые компетентными специалистами.

Содержание α программ обусловлено социальным заказом α со α стороны родителей, школы, органов α управления образованием. В α то же время они определяют и возможности кадрового, материально-технического обеспечения. В α отличие от программ школы программы дополнительного образования гораздо более активны по своим содержательным характеристикам. Программы, к α которым утрачивается интерес детей и родителей, как и программы, требующие лучших специалистов, значительных затрат, зачастую уходят из α учебных планов, на α их α место приходят α новые α программы.

Одним α из α самых α массовых α и α популярных α среди α детей α и α родителей по-прежнему является художественное направление в α дополнительном образовании. Его α роль значительно возросла за α счет создания благоприятных условий для α приобщения детей α к α искусству α в α условиях образовательных учреждений. Общение педагога с α детьми изначально положительно эмоционально окрашено. Для α их α совместной α деятельности характерен высокий уровень мотивации достижений, обусловленный интересом α α и α желанием α самореализоваться, удовлетворить α свои α потребности α α в α личностном α и α профессиональном α творчестве.

Педагоги α МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» умело применяют в α своей работе инновационные α технологии, направленные α на α раскрытие творческого потенциала учащихся, создают условия успешности каждого конкретно α взятого α α ребёнка, α поддержку α талантливых α и α одарённых α детей.

Важнейшим условием α развития творческих способностей учащихся является α содружество α педагогов α и α учащегося.

Ребёнок – это сосуд, который необходимо наполнить радостью, любовью, α ценностями, успехом, интересом, желанием, настроением, добром. И α этот процесс, на α мой α взгляд, успешно α осуществляется α в α нашем районе.

Для получения α желаемых α результатов α от процесса обучения α в α сфере дополнительного образования необходимо α вовлечь не α только ребенка, но и педагогу нужно иметь не только высокую квалификацию в том или ином творческом α направлении, обладать α достаточным запасом знаний, жизненным α и α культурным α опытом, но и так же быть хорошо знакомым со сложной психологией ребенка, идти в ногу с современными течениями в культуре. Так же педагогу необходимо обладать личным обаянием и специфическими качествами α которые помогут положительно повлиять на учащегося.

Таким образом, подбирая педагогический состав для α учреждений дополнительного образования необходимо относиться со α всей серьезностью, так α как α дети α это α наше α будущее, а α каким α оно α будет α зависит α от α нас.

3.2 Диагностика α уровня α творческого α потенциала α детей

Для получения мнений учащихся по вопросам развития творческих способностей α личности α с α точки α зрения α учащихся α был проведен анкетный опрос, который α включил α в α себя α опрос α 100 α респондентов, в α возрасте α от α 10 до 16 лет.

Для измерения ценности творческой активности в α глазах учащихся респондентам было предложено ответить на α вопросы о присутствии творческого потенциала в каждом человеке, что позволило получить следующие α результаты.

Рисунок 1. Результат α опроса α респондентов α на α вопрос α анкеты α №1

 

Для того чтобы оценить роль о учреждения в процессе развития творческих способностей детей, первым был задан вопрос дает ли общеразвивающая образовательная программа проявить свои творческие способности. Большинство опрошенных (56%) считает, что позволяет частично, 20% α удовлетворены полностью и также 20% совершенно не удовлетворены α имеющейся α школьной α программой α в α направлении α развития их творческих способностей. У 4% респондентов α вопрос α вызвал α затруднения.

Исходя α из α этого, можно α сделать α вывод α о α том, что α общеразвивающая образовательная  программа α направлена α в α основном α на α получение учащимися α базовых знаний, по α изучаемым  дисциплинам, и α недостаточно направлена α на α развитие α творческих α способностей α учащихся, более α того 20%, т.е. каждый α пятый опрошенный считает, что система образования не предоставляет возможностей α для α творческого α развития.

Проводя анкетирование среди учащихся объединений центра творчества α на α творческую α занятость и получили следующие данные, которые α занесли α в α диаграмму №2.

 

Анализ по выявлению творческой занятости учащихся показал, что творчество начинается с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявлять закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов.

С уверенностью можно сказать, что в α основе вопросов второго блока лежит выявление творческой активности учащихся. Рассматривая творческую α деятельность как α формирование творческой активности, дадим определение:

«Творчество - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и α постоянным спутником детского развития» В. В. Давыдов [13].

Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия [7].

Б.М.Теплов α отмечает, что вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка [46:с. 97].

 По результатам α анкетирования α мы α составили α диаграмму №3.

Результаты анкетирования по выявлению творческой активности учащихся

 

По результатам опроса (как видно на диаграмме) мы α видим, что большая часть учащихся занимает активную позицию. Поэтому необходимо проводить в центре как можно больше различных праздников, театрализованных мероприятий, викторин, веселых конкурсов, необычных игровых и концертных программ, которые помогут сформировать творческую активность учащихся. Успехом, результатом творческой деятельности считают проявление у α детей уверенности, независимости, самостоятельности, свободного α выражения α своих чувств α и эмоций, качеств, которые α в α наше α время α просто α необходимы.

Для определения творческих наклонностейреспонденты отвечали на вопросы третьего блока:

Результаты анкетирования были отражены в диаграмме №4.

 

По результатам диаграммы 4 мы можем сделать вывод о том, что большая часть детей активны, инициативны, обязательно чем - либо интересуются, занимаются и увлекаются в своей жизни. Развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.

Таким образом, полученные результаты позволили нам отметить целесообразность создания социально-культурных условий, и применение различных видов и форм разносторонней творческой деятельности,, направленных на повышение уровня сформированности творческой активности.

Результаты проведенного анкетирования по выяснению смысла деятельности учреждения дополнительного образования отражены в диаграмме №5:

 

Большинство опрошенных считают, что смысл деятельности учреждения дополнительного образования заключается в развитии интересов, способностей ребенка (50%), однако 33% респондентов не отрицают того, что дополнительное образование — это самопознание и самосовершенствование α ребенка. А также α среди опрошенных есть процент, который считает, что смысл дополнительного образования в познании, понимании окружающей жизни (12%) и возможности стать успешным человеком (5%).

Ответы на α вопрос α анкеты: «Что α являлось главной причиной выбора учреждения дополнительного образования?» были α занесены в α диаграмму №6.

Подавляющее количество ответивших указывают главной причиной выбор учреждения дополнительного образования в нашем учреждении – высокий уровень преподавания (56%). Также 50% респондентов считают причиной выбора учреждения его α хорошая репутации (35%). Небольшой процент выбрали детское объединение дополнительного образования в нашем учреждении в силу того, что α в этом учреждении есть детские объединения (5%).

 В диаграмме α №7 отражено мнение респондентов о наличии творческих способностях у каждого ребенка.

 

Большинство опрошенных указали, что каждый ребенок имеет творческие способности (90%), Остальные респонденты (10%) считают, что творческими способностями наделен не каждый ребенок.

Ответы на вопрос анкетирования какие способности личности преимущественно развиваются у α ребенка, занимающегося по α программам дополнительного образования отражены в диаграмме № 8.

 

Меньше половины опрашиваемых считают, что α во α время занятий по программам дополнительного образования преимущественно у ребенка развиваются физические качества (сила, ловкость, координация (25%) и личностные качества (дисциплина, внимательность, аккуратность и т.п)(20 %). Остальной процент респондентов не отрицают того, что также у ребенка развиваются навыки общения и навыки само презентации (15%), навыки и умения (10%), интеллектуальные способности (10%). Также существует мнение, что α во α время занятий α по α программам дополнительного образования ребенок расширяет кругозор, повышает эрудированность (5%), повышает общий культурный уровень (5%) и интерес к учебной деятельности (10%).

Ответы респондентов на вопрос о том, объединения какой направленности учреждения дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, отражены в α диаграмме №9.

 

Большинство респондентов указали, что развитию творческих способностей, учащихся способствуют объединения художественной направленности (50%). Большой процент опрашиваемых считают, что развитию творческих способностей способствуют объединения туристко-краеведческой (20%) и физкультурно-спортивной (20%) направленностей. Небольшой процент опрошенных ответили, что также развитию способностей способствует обучение в α объединениях естественно-научной направленности (5%) и социально-педагогической направленности (5%).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие творческой личности является бесконечным процессом зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Развитию этого способствует дополнительное образование детей, являющейся неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основным предназначением системы дополнительного образования является создание условий для свободного выбора ребенка образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Для реализации этой задачинеобходимо: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

Творчество - это форма самореализации личности, являющаяся возможностью выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема α творческого α развития α личности учащегося считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.

Творческий α процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, прикладного творчества, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности. Именно такой фундамент развития закладывается в α процессе творческой деятельности.

Решение α проблемы воспитания всесторонне и гармонично развитой личности связано с реализацией социально- экономических требований к формированию подрастающего поколения.

 

Факторами развития дополнительного образования являются: совершенствование содержания дополнительного образования; инновационная деятельность в системе дополнительного образования; комплексный подход к дополнительному образованию; программно-методическое обеспечение; интеграция базового и дополнительного образования; информационное обеспечение; научно-педагогическое творчество; повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования; совершенствование управления дополнительным образованием.

Анализ показал, что исходным положением для разработки мероприятий по развитию МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» выступает необходимость создания условий, способствующих раскрытию творческого потенциала учащихся и пробуждению инициативы педагогов в плане разработки и внедрения, инновационных, модифицированных и экспериментальных программ и разнообразных образовательных технологий.

В ходе исследования установлено, что основами развития творческих способностей учащихся МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» являются разработка раздела квалификационной характеристики педагога, отражающего требования к уровню его подготовленности, совершенствование научно-методической службы учреждения дополнительного образования, направленной на обеспечение научно-педагогического сопровождения образовательного процесса; разработка научно-методических рекомендаций для α преподавателей, популяризации образовательной деятельности центра.

В процессе образовательной деятельности в системе дополнительного образования создаются благоприятные условия для формирования у каждого учащегося собственной интеллектуально-творческой позиции. Сотворчество способствует созданию α равноправных отношений в творческом коллективе, представляет возможность рассчитывать на α собственное α мнение α по какому-либо вопросу, способствующее проявлению уважения к высказываниям каждого, так как полноценная личность не α может вырасти только на обязанностях, она α должна α формироваться и на личных, досуговых интересах.

На примере Центра творчества «Калейдоскоп» можно сказать, что в учреждение представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой, творческой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрываются индивидуальные творческие способности каждого α ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная α позиция, формируются общественные интересы и качества, художественный и α эстетические вкусы.

Таким образом, на основе имеющейся информации о системе дополнительного образования можно сделать вывод, что система дополнительного образования, и α есть то α звено, что обеспечивает α развитие полноценной, глубокой α творческой α личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: