В. Ушакова Симона Федоровича Казанская икона Богоматери
По отдельным фрагментам биографий различных исторических личностей попробуйте определить, о ком вдет речь и соотнесите с портретом.(14 баллов, по 2 балла за каждое соответствие)
Исторический портрет
| Изображение
|
А.С. Пушкин написал о нем: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...» Он получил негативную оценку современников и потомков, но во многом она была несправедливой;
- один из его современников сравнивал его с А.Ф. Адашевым и говорил, что «разумом его Бог исполнил, и о земле русской он великий печальник»;
- тем не менее именно с его именем связано окончательное закрепощение крестьянства;
- он способствовал возникновению многих русских городов, в частности Самары, Саратова, Царицына, Уфы и других;
- он вернул России несколько городов, потерянных в ходе Ливонской войны;
- во многом благодаря ему русская церковь перестала быть митрополией и получила патриарха;
- его обвиняли в излишнем пристрастии к «немцам». Он первым послал русских дворян за границу для учебы;
- в переносном смысле можно сказать, что его погубил голод.
|
|
имя, данное ему родителями, — Варфоломей. На Руси он стал известен под другим именем;
- именно с него на Руси началось пустынножитие как вид монашеского подвижничества;
- живя в течение двух лет в лесу один, он питался только хлебом и водой, причем половину хлеба от оставлял на пне для зверей;
- он основал монастырь, который теперь является резиденцией патриархов Русской Православной Церкви;
- в основанном им монастыре выполнял все необходимые работы, трудясь больше простых монахов. Когда пришедший посмотреть на него крестьянин увидел его работающим в огороде, то долго не мог поверить, что это сам игумен;
- он лично крестил сыновей московского князя Дмитрия Ивановича Донского;
- его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа.
|
|
точная дата его рождения неизвестна. Его юность пришлась на ту пору, когда над Русью просияла Куликовская победа;
- можно предположить, что в начале своей творческой деятельности он жил и учился либо в Византии, либо в Болгарии;
- он общался с самыми образованными людьми того времени — Епифанием Премудрым, митрополитом Киприаном, который был учеником Сергия Радонежского;
- став зрелым мастером, он принял монашество. Он трудился, не думая о признательности современников и славе в грядущем;
- самые замечательные его работы были обнаружены в начале XX века в полусгнившем дровяном сарае на окраине небольшого городка;
- исследователи его творчества называют его «русским фра Анджелико». Его сравнивали также с Джорджоне, Ван Эйком и многими другими;
- в XVI веке Стоглавый собор возвел его главный шедевр во всеобщий образец, предписав писать святой образ так, как это делал он;
- его любимые краски — голубая, вишневая, розовая, — были необыкновенно насыщенными. Увидев их, один монах сказал, что они «поют»;
- в 1988 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
|
|
он родился на берегах Камы в одной из тех казачьих семей, которым пришлось покинуть Дон. Однако ему удалось вернуться в донские земли;
- его имя упоминается в «Дневнике» польского короля Стефана Батория;
- предание рассказывает, что один из уральских шаманов предсказал ему смерть от двухголовой птицы;
- Н.М. Карамзин назвал его «правителем мудрым, кротким, справедливым»;
- завоеванные им земли он преподнес своему прежнему гонителю, против которого прежде не раз обнажал свою саблю;
- его имя прославлено знаменитой песней, стихи которой написал К.Ф. Рылеев;
- он утонул в реке, утянутый на дно надетым не него стальным панцирем с изображением двуглавого орла.
|
|
уже современники называли его «великим старцем», «мужем силы духовной»;
- он стал идеологом религиозного движения, которое возникло после церковного собора 1503 года, расколовшего русскую церковь на две враждующие группировки. На этом соборе он предложил отобрать у монастырей все недвижимое имущество;
- в основе его учения лежал принцип «рукоделиа» (физического труда), аскетизм внешней жизни церкви. Золото и серебро он считал «ловитвой диавола, бесовским нассеяньем»;
- в одной из заволжских пустынь он основал новый монастырь;
- его нелюбовь к роскоши была так велика, что когда Иван III хотел поставить в его пустыне каменную церковь, он велел построить простую деревянную;
- отстаивая необходимость внутреннего самосовершенствования, он весьма необычно для монаха говорил, что «...лучше с разумом пить вино, чем пить глупо воду»;
- он потерпел поражение в борьбе со своим главным противником, хотя не успел этого увидеть;
· перед смертью он завещал не просто похоронить его, а «.. бросить тело мое в пустыни сей, да изъядят е зверие и птица
|
|
вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII веков,
- у него было три имени;
- он знал несколько иностранных языков, обладал незаурядным литературным талантом;
- благодаря ему Русь перестали беспокоить набеги кочевников;
- в своей жизни он проделал более 80-ти военных походов;
- ко времени его правления относится составление «Повести временных лет»;
- завещая своим сыновьям человеколюбие и христианскую терпимость, он, тем не менее, в нарушение своего слова, убил двух половецких князей; при взятии Минска, в котором он участвовал, не было оставлено в живых «ни челядина, ни скотины»;
- существует легенда о том, что византийский император прислал ему венец, бармы и знаки царского достоинства;
- при нем были внесены важные дополнения в «Русскую Правду»;
- в обществе, только выходящем из варварского состояния, он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства
|
|
он окончил Киево-Могилянскую академию и принял монашество;
- он был учителем царя Федора Алексеевича и царевны Софьи;
- по своему мировоззрению и деятельности он был прежде всего просветителем: преподавал в школе, основал в Кремле типографию, откуда вышло немало книг по истории, географии, богословию, естествознанию и другим наукам;
- его перу принадлежат стихи на русском, польском, белорусском и украинском языках;
- его трактат «Жезл правления» был направлен против всесильного тогда патриарха Никона и против вождей раскола;
- его можно назвать основоположником поэтического и драматического жанров в русской литературе;
- его перу принадлежит стихотворный перевод Псалтыря;
- человек высокой духовной культуры, он не боялся говорить о пороках своего времени, о духовной нищете царей и выше всего ставил служение правде: «Знающе правду, а о ней молчати
· есть злато в землю тщетно закопати
|
|
лишенный своим братом всех своих владений, он был вынужден уехать в Византию;
- несмотря на нанесенную ему обиду, он участвовал во многих военных походах своего брата после возвращения из Византии;
- пять недель он был киевским князем;
- овладев после борьбы наследством своего брата, он значительно расширил территорию своего княжества, при нем оно стало одним из крупнейших европейских государств средневековья;
- его прозвище происходило от его семьи;
- его могущество воспето в «Слове о полку Игоре- ве», он был признан старейшиной рода потомков Владимира Мономаха;
- в его честь был заложен город Дмитров во Владимиро-Суздальской земле;
- он строил новые города, способствовал развитию летописания, устраивал военные походы и мог запретить такие походы другим;
- еще при своей жизни он заставил своих подданных «целовать крест» на верность его второму сыну, отказав старшему в праве быть его наследником;
- на основе земель, которыми он правил, впоследствии возникло Русское централизованное государство.
|
|
в течение ряда лет он держал в своих руках почти всю полноту власти над огромной страной;
- он был окольничим, начальником одного из важнейших приказов, постельничим и хранителем печати «для скорых и тайных дел»;
- он был одним из инициаторов и главных деятелей политики, в результате которой к России были присоединены огромные юго-восточные территории;
- он руководил инженерными работами при осаде города, подготовившей одно из самых значительных сражений XVI века;
- один из близких к нему сказал, что «посреди грубых людей он был подобен ангелу». Его противники называли его чародеем, который мог «всех околдовать и погубить»;
- он попал в опалу и последние месяцы жизни провел в заточении;
· он не оставил после своей смерти почти никакого имущества. Все, что приобретал, он раздавал нуждающимся.
|
|
Определите вид ремесла, время возникновения, место нахождения, соотнесите с изображением. Ответ оформите в виде таблицы (максимально 24 балла)
№ картинки
| Вид ремесла
| Место нахождения
| Время возникновения
|
1
| Роспись по дереву
| Нижегородская область с.Хохлома
| XVII в
|
2
| Гончарное дело, художественная керамика
| Московская область, с.Гжель
| XIVв
|
3
| Глиняный художественный промысел, игрушка
| с.Дымково,г.Вятка(Киров)
| XV—XVI вв
|
4
| Роспись по металлу, Подносы
| Московская область, с.Жостово
| XVIIIв
|
5
| Роспись по дереву, лаковая живопись
| Ивановская область,пос.Палех
| XVIIв
|
6
| Золотая вышивка
| Нижегородская область,с.Городец
| XVIIв
|
Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите 1) их фамилии 2) сферу их деятельности 3) примерное время их деятельности. (до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6).
Все виды заданий можно использовать в контрольно-измерительных материалах по промежуточной аттестации или при подготовки к ЕГЭ