К большинству машин предъявляются следующие требования:
высокая производительность;экономичность производства и эксплуатации; технологичность;равномерность хода;высокий кпд;
точность работы; компактность, надежность и долговечность;
удобство и безопасность обслуживания;транспортабельность;
соответствие внешнего вида требованиям технической эстетики, современный дизайн.
Применение в машине стандартных деталей и узлов уменьшает количество типоразмеров, обеспечивает взаимозаменяемость, облегчает ремонт машин.
Одним из главных требований, предъявляемых к деталям, является
технологичность, которая значительно влияет на их стоимость.
Следует предусматривать максимально возможное применение стандартных узлов и деталей. Существенными показателями технологичности конструкции являются ее материалоемкость, трудоемкость изготовления и себестоимость. Технологичной считают такую конструкцию, для которой характерны минималь-ные затраты при производстве и эксплуатации.
|
|
Основные критерии работоспособности деталей и узлов машин.
Работоспособность – это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции в пределах технических требований.
Основные критерии работоспособности оценивают:
- прочностью – способность сопротивляться разрушению;
- жесткостью – способность сопротивляться изменению формы и размеров (или допускать изменение в установленных пределах);
- износостойкостью – способность сохранять необходимые размеры в течение заданного срока;
- теплостойкостью – способность работать в пределах заданных температур;
- вибрационной устойчивостью – способность работать в диапазоне далеком от области резонансов.
Основными машиностроительными материалами являются:
стали – сплав на основе железа с содержанием углерода до 2% и другими элементами. Свойства сталей улучшают легированием, т.е. добавлением в сплав вольфрама
чугун- содержит углерода более 2%(2%-4%), обладает хорошими литейными и антифрикционными свойствами(малый коэффициент трения)
цветные сплавы- сплавы на основе меди(латуни и бронзы), алюминия(силумины, дуралюмины), магния и мягких металлов
неметаллические материалы – пластмассы, древесные, резиновые, текстильные и другие.
В современных машинах используют:
композиционные материалы – это композиции из тонких высокопрочных волокон(углерода, бора, стекла) и пластичной основы(матрицы) – металлической, керамической или полимерной. Такое строение материалов обеспечивает высокую надежность при переменном напряжении.
порошковые материалы – получают прессованием и последующим спеканием в пресформах из смесей металлических и неметаллических порошков. Этим материалом можно придать особые свойства, которые не могут быть получены традиционными способами: высокую твердость, пористость, антифрикционность.
|
|
Механизмы
Механизмы – устройства, служащие для преобразования видов движения:
- вращательное в возвратно-поступательное (рычажные),
- вращательное в заданный закон движения (кулачковые),
- механизмы прерывистого действия (мальтийские, храповые).
В курсе «Детали машин» рассматриваются следующие виды механизмов:
- по расположению звеньев в пространстве: плоские, пространственные;
- по форме, конструктивному исполнению и движению звена:
рычажные, кулачковые, мальтийские, храповые.
Рычажный механизм
Рычажный механизм – это механизм, образованный звеньями, выполненными в виде стержневых конструкций-рычагов.
Рычажные механизмы предназначены для преобразования вращательного движения входного звена в возвратно-поступательное движение выходного звена и наоборот.
Могут передавать большие усилия и мощности.
Рычажные механизмы широко распространены в машинах практически всех видов.
Используются в качестве основных технологических устройств. Однако воспроизведение требуемого закона движения такими механизмами весьма ограничено.
Кулачковый механизм
Кулачковые механизмы предназначены для преобразования вращательного движения ведущего звена (кулачка) в заведомо заданный закон возвратно-поступательного движения ведомого звена (толкателя).
С помощью кулачкового механизма получается заданный закон движения толкателя с временными остановками при непрерывном движении ведущего звена.
Кулачковый механизм состоит из тела криволинейной формы, характер движения которого определяет движение всего механизма. Придавая профилям кулачка(1) и толкателя (2) соответствующие очертания всегда можно осуществить любой желательный закон движения толкателя.
Основное преимущество заключается в том, что, не изменяя количества звеньев, можно воспроизвести любой закон движения за счёт изменения профиля кулачка.
Недостатки кулачковых пар:
- основным из них является то, что расчет профиля поверхности ведущего звена представляет собой достаточно сложную задачу, да и его изготовление — тоже,
- наличие высшей кинематической пары и, как следствие, ограниченная долговечность, сложность изготовления, высокая стоимость.
- относительно малая нагрузочная способность, вследствие трения скольжения кулачка и толкателя по линии, а также из-за значительных боковых усилий на толкатель при резких перемещениях.
Храповой механизм
Храповые механизмы относятся к механизмам прерывистого действия, которые обеспечивают движения ведомого звена в одном направлении с периодическими остановками.
Проще говоря, храповик позволяет оси вращаться в одном направлении и не позволяет вращаться в другом. Данные механизмы работают с ударами и толчками.