Для групп 151, 152, 153
Раздел «Детали машин»
Основные понятия деталей машин
Детали машин – научная дисциплина, в которой рассматриваются основные детали и узлы общего назначения, встречающиеся в различных механизмах, установках и машинах, которые также применяются и авиации.
Целью курса «Детали машин» является изучение устройства, принципа работы, вопросов расчета деталей машин и механизмов общего назначения.
Машину характеризуют следующие признаки:
- преобразование энергии в механическую работу или преобразование механической работы в другой вид энергии;
- определенность движения всех ее частей при заданном движении одной части;
- искусственность происхождения в результате труда человека.
Машина - механизм или сочетание механизмов, которые служат для облегчения или замены физического или умственного труда человека и повышения его производительности.
Машина – механизм или сочетание механизмов, которые служат для преобразования одного вида энергии в другой или для выполнения полезной работы.
|
|
В зависимости от назначения различают
- машины энергетические преобразуют один вид энергии в другой,
- машины рабочие (орудия) изменяют форму, свойства, состояние, положения предмета и информации.
Энергетические машины подразделяются на:
- машины – двигатели преобразуют энергию любого вида (электрическую, тепловую) в механическую энергию.
- машины – генераторы преобразуют механическую энергию в другой вид энергии.
Рабочие машины бывают:
- технологические изменяют форму и размеры заготовок,
- подъемно-транспортные перемещают грузы, людей,
- вычислительные преобразуют информацию.
Все машины состоят из деталей, которые объединены в узлы (сборочные единицы).
Деталью принято называть элемент конструкции, изготовленный из материала одной марки без применения сборочных операций (например, болт, гайка, вал и т. д.)
Совокупность деталей, соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями (завинчиванием, сваркой) и предназначенных для совместной работы, называют сборочной единицей (узлом).
Узел - сборочная единица, имеющая вполне определенное функциональное назначение.
Характерными примерами узлов являются (по мере нарастания сложности) подшипник, узел опоры, редуктор и т. и.
Механизм –устройство (искусственно созданная система тел), предназначенное для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел.
Сборочные единицы и детали можно разделить на элементы общего назначения (болты, гайки, зубчатые колеса, валы и др.) и элементы специального назначения, которые используются в специальных типах машин (шнек, поршень, цилиндр и др.)
|
|
Кинематические пары и кинематические цепи
Наблюдая за работой любой машины, можно лишь удивляться определенности и целесообразности движения каждого звена. Это достигается за счет ограничения свободы движения того или иного узла во всех направлениях кроме заданного.
Ползун 3 кривошипно-ползунного механизма движется лишь поступательно, поскольку движение во всех направлениях ограничено стойкой. |
Таким образом, гарантией определенности движения является ограничение ряда степеней свободы.
Кинематической парой называется соединение двух соприкасающихся тел, обеспечивающее их относительную подвижность.
Например, поршень и цилиндр, вал и подшипник и др.
Тела, составляющие кинематическую пару, называются звеньями.
В каждой паре совместно работающих звеньев различают ведущее и ведомое звено.
Звенья цепи, которые приводятся в движение извне, называются ведущими.
Звенья цепи, совершающие под действием ведущих преобразованное движение, называются ведомыми
Входным звеном называют звено, которому сообщается движение, преобразуемое в движения других звеньев.
Выходным звеном называют звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен механизм.
Между входным и выходным звеньями могут распологаться промежуточные звенья.
Звено, принимаемое за неподвижное, называется стойкой.
По характеру соприкосновения элементов кинематические пары делятся на два основных класса: низшие и высшие.
У низших кинематических пар соприкосновение звеньев происходит по поверхностям, а у высших — по линиям или точкам.
Низшие кинематические пары:
а — цилиндр 1 и поршень со штоком 2;
2) Высшие кинематические пары:
1) колесо и рельс — соприкосновение по линии
Система подвижно соединенных звеньев, состоящая из ряда кинематических пар, называется кинематической цепью.
В основе всякого механизма лежит кинематическая цепь.
Механизм – кинематическая цепь, используемая для передачи движения с необходимым его преобразованием от ведущих звеньев к ведомым.