- Назовите способы построения окружности (обвести круглый предмет; построить при помощи циркуля). Показать круглые предметы.
- Мы будем строить окружность при помощи чертежного инструмента – циркуля. Вспомните и назовите правила работы с циркулем. (Ответы детей)
- Действительно, с циркулем нужно обращаться очень осторожно.
- Давайте отметим точку О, центр нашей окружности. Установим ножку циркуля с иголкой в точку О, а ножку с грифелем будем вращать вокруг этой точки. Тогда грифель опишет замкнутую линию. Значит, окружность – это…… (Замкнутая линия).
- Поставьте на окружности точки А, В, С и измерьте расстояние от каждой из них до центра окружности О.
- Сделайте вывод (все точки находятся на одинаковом расстоянии от центра).
Вывод учителя: Окружность – это замкнутая кривая линия, все точки которой равно удалены удалены от центра.
- Прочитайте определение, что такое радиус на стр. 190. Расскажите его друг другу.
- Но, окружность, - это не только замкнутая линия, но и совершенная линия, так считал Аристотель. Окружность делит плоскость на две части. Та часть плоскости, которая лежит внутри окружности называют кругом.
Определение круга
- А сейчас определим, что же такое круг.
- Получить круг можно также несколькими способами. Первый – вырезать окружность, второй – заштриховать. Давайте сейчас получим круг штриховкой.
- Приступаем к работе.
- Обратите внимание, что вначале у нас была окружность, но если мы ее заштрихуем, то получается фигура, которая называется, - круг.
Вывод учителя: Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.
- Прочитайте определение. Расскажите его друг другу.
Определение формы предметов
- Проверим, как хорошо вы можете определить форму известных вам предметов.
Показываю картинки: мяч, глобус, теннисный шарик, апельсин.
- Ребята, а какую форму имеет этот предмет?
- Ребята, что объединяет эти предметы?
- Я хочу показать вам особенность апельсина:
· В целом этот предмет имеет форму шара
· Если мы разрежем апельсин вдоль два раза, то получим – круг
· Если мы съедим съедобную часть апельсина, останется корочка, которая представляет собой окружность.
- Таким образом, в апельсине «спряталось» три геометрических понятия. Каких?
Шар, круг, окружность.
Физминутка
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Закрепление
- Сейчас вы будете работать в группах.
1-я группа: Придумать и изобразить узор из окружностей.
2-я группа: Расположить в пределах полоски рисунок из разных кругов.
Домашнее задание
- А теперь, внимание, домашнее задание.
стр. 190 № 926, стр. 191 № 927(1) (для сильных обучающихся)
Итог урока
- С какими геометрическими понятиями работали?
- Что такое окружность?
- Что такое круг?
- Какими способами можно получить окружность и круг?
Оценки за урок.
Рефлексия
А теперь продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Теперь я могу…
Я научился…
Мне захотелось…
- Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы оценили наш урок. Но сделать это нужно при помощи кругов:
Интересный и полезный урок
Обычный урок
Скучный, неинтересный урок