Определение скорости движения

2.1. Фактическая скорость движения V, в общем случае, определяется по формуле:               

V = S: t.

Для данной методики она преобразована в следующую формулу:

V (км/ч) = 0,06 x n (мин-1) x l (м) (1),

где: n – количество пар шагов конкретного человека за 1 минуту;

l – длина пары шагов конкретного человека в метрах.

Для людей с ростом 170-175 см, а точнее, длина шага которых составляет около 83 см или длина 60 пар шагов которых составляет 100 метров (в дальнейшем такой шаг будем называть стандартным), фактическую скорость движения удобнее определять по выведенной из (1) упрощенной формуле:

V (км/ч) = 0,1 x n (мин-1)      (2).

Дальнейшие рассуждения, в основном, будут касаться данной формулы. Определение фактической скорости производится с точностью не более 0,1 км/час.

 

2.2. В некоторых случаях, например, при вычислении пройденного расстояния, необходимо определять нормативную скорость движения V н.

Под нормативной скоростью движения подразумевается последовательность дискретных значений фактической скорости, с которыми по тем или иным соображениям удобнее работать. Для данной методики такой последовательностью является арифметическая прогрессия значений фактической скорости в диапазоне от 0,5 до 6,0 км/час с разностью 0,5 км/час. Значения нормативной скорости получают путем округления (обычно, в меньшую сторону) измеренных значений фактической скорости, полученных из формул (1) или (2):

V н = V -∆ V

 

2.3. В ряде случаев, например, при оценке категорий трудности протяженных препятствий, необходимо на основе нормативной скорости определять приведенную скорость движения Vпр.

Под приведенной скоростью движения понимают максимально возможную нормативную скорость движения адаптированной к нагрузкам туристской группы (обычно, после 3-4-го дня движения по маршруту) на достаточно больших временных и пространственных промежутках (например, в рамках дневного перехода) с рюкзаками массой, характерной для середины похода (т.е. когда остается примерно 50% продуктов питания). Значения приведенной скорости получают путем внесения поправок ∆ V в значения нормативной скорости:

Vпр. = V н - ∆ V

Величина поправок может составлять от 0,5 до 2км/час в зависимости от временного расстояния до середины маршрута, а знак поправки является отрицательным в первой половине маршрута и положительным – во второй. Конкретные значения поправок вносятся группой на основании собственного опыта движения и преодоления протяженных препятствий.

 

2.4. Технология определения скорости заключается в следующем:

а)определяется участок местности с равномерной скоростью группы;

б)засекается время – 60 секунд, в течение которого хронометрист считает количество пар шагов (т.е. идет счет шагов, например, правой ногой);

в)полученное значение количества шагов делится на 10, в результате чего определяется значение фактической скорости движения;

г)полученное значение фактической скорости движения округляется до ближайшего меньшего значения нормативной скорости движения и на привале записывается в хронометражный блокнот. Если на переходе было несколько участков с разной скоростью, каждый из них фиксируется отдельной строкой.

д)значение приведенной скорости определяется на привале, исходя из значений нормативной скорости, но самостоятельно в хронометражном блокноте не фиксируется, а переводится по специальной методике в категорию трудности определяемого протяженного препятствия.

 

2.5. Определение фактической скорости движения базируется на следующих положениях:

1)на маршруте похода учет скорости движения туристов ведется, как правило, постоянно одним участником, ответственным за ведение хронометража – хронометристом. Желательно, чтобы данный участник, кроме требований по внимательности и аккуратности ведения записей и по умению делить двузначные числа (время перехода, обычно до 50) на двузначные (обычно на 11, 12, 13 и 15), имел стандартный шаг (т.е. имел анатомические данные, соответствующие условиям п.2.1 для формулы (2)). Хронометрист должен учитывать изменение длины шагов при усталости, при движениях на подъеме и спуске, на скользких и других неудобных участках, и сознательно корректировать длину своего шага при измерении скорости движения. Для целей определения скорости движения хронометрист должен иметь часы с посекундной индексацией и (или) секундомер (лучше механический 3-кнопочный, с возможностью фиксации остановок на переходе). Для освоения методики целесообразно иметь мерную бечевку (нитку) для отмеривания 100- или 50-метровых отрезков на местности. Кроме того, он должен иметь хронометражный блокнот со специальной разграфкой, образец которой (с примером заполнения) приведен в табл. 1:

Таблица 1

Время,мин

V н,

км/ч

S,

км

Высота,м

ПП

ТЛП

КЛП

ОТМ

Общая оценка, баллов

Ориентиры, события

вых. ост. ход. вых. ост. ∆Н Вид Баллы Вид Баллы Вид Баллы Вид Баллы
9.20 9.47 25 4,5 1,9 890 940 70                    

 

2)измерение значений фактической скорости ведется на участках с постоянной и равномерной скоростью движения группы (другими словами – на участках с одной и той же категорией трудности протяженного препятствия). В случае, если на переходе имеется несколько участков, которые проходятся с разными скоростями, хронометрирование их должно производиться раздельно. Поскольку группа устанавливает равномерную скорость движения только через несколько минут после начала движения с привала и может заметно снижать фактическую скорость движения перед остановкой на привал, не рекомендуется определять фактическую скорость движения в такие моменты времени;

3)скорость движения группы определяется, как правило, для случая, когда группа движется компактно, без вырывающихся вперед или отстающих участников, т.е. когда каждый участник группы нагружен энергетически одинаково с другими, независимо от своих физических данных. При другой организации движения группы определяется только скорость движения хронометриста, который в этом случае для себя формирует равномерность движения, начало и окончание движения на переходе;

4)хронометрист и группа на участках с измеренным значениям должны формировать внутреннее (интуитивное) представление о скорости движения с тем, чтобы на участках маршрута, где невозможно соблюдать стандартный шаг (осыпи, болота, подъемы и др.), обеспечивать оценку скорости движения по зрительным и тактильным ощущениям. Следует иметь в виду, что при скоростях движения 3 км/ч и менее стандартным шагом становится неудобно пользоваться по другим причинам - исчезают ряд признаков того физиологического процесса, который мы называем ходьбой, в частности, использование инерции при переносе массы тела, использование колебательных процессов в продольной и поперечных плоскостях направления движения и др.. В этом случае опыт, накопленный в другое время и в других местах, а также различные косвенные методы помогают определить реальную скорость движения с достаточной степенью точности;

5)психологически участники похода чаще всего настроены на завышение скорости движения. Этому способствует укорачивание длины шага на усложненных препятствиях или под высокой нагрузкой. Одним из автоматических приемов снижения вероятности завышения скорости является округление фактической скорости до ближайшего меньшего значения при переходе к нормативной;

6)косвенные методы определения или уточнения скорости движения включают в себя следующие приемы:

а)отмеривание на подходящем участке местности (обычно в метрах 200-300 от начала движения) отрезка длиной 100 метров и проверка на нем количества пар шагов или длины шага;

б)проверка скорости на отрезке, имеющем известную протяженность на местности, например, между лесными квартальными просеками. При этом следует иметь ввиду, что реальное расстояние между ориентирами может быть больше за счет огибания (обхода) конкретных препятствий (завалов, кустарника, луж и т.п.. В подобных случаях различают скорость движения по маршруту и скорость движения к цели. Данная методика определяет скорость движения по маршруту;

в) проверка скорости на отрезке, протяженность которого можно предварительно определить на местности, например, при разведочных или радиальных выходах, при спусках и подъемах по одному и тому же склону и т.п.;

г)проверка скорости на отрезке местности, протяженность которого можно определить по карте с помощью, например, курвиметра. В этом случае указанную протяженность следует предварительно умножать на коэффициент реального удлинения маршрута за счет обходов препятствий, набора или сброса высоты и т.п.. Коэффициент может иметь значения от 1,0 (для горизонтальных дорог с твердым покрытием, которые на карте не имеют генерализированных участков) до 2,0 (для движения серпантином по склону крутизной 450). Обычно [4] для больших отрезков маршрута в горной местности и карт масштаба 1:100000 применяют коэффициент, равный 1,2;

д)для хронометристов, не обладающих стандартным шагом и не желающих работать по формуле (1), возможно определение персонального поправочного коэффициента – ППК. Он может определяться в двух версиях - абсолютной - ППКабс. и относительной – ППКотн..

Коэффициент ППКабс. определяет хронометрист под ходовой нагрузкой, т.е. с рюкзаком, на участке в 100 м, например, на дорожке стадиона, путем измерения количества пар своих шагов за 1 минуту ni  при разных значениях нормативной скорости Vi. Коэффициент ППКабс. определится из выражения:

                 ППКабс.Vi = 10 x Vi - ni

Значения ППКабс. могут иметь разные знаки и разные значения для разных скоростей. Он удобен для применения, если диапазон скоростей небольшой или если его откорректировать с помощью ППКотн..

Коэффициент ППКотн. определяет хронометрист под ходовой нагрузкой, т.е. с рюкзаком, на участке в 100 пар шагов, отмеренных человеком со стандартным шагом, или на отрезке длиной 167 метров путем измерения количества пар своих шагов nхр . Коэффициент ППКотн. определится из выражения:                        

       ППКотн. = {1 +  [(100 - nхр): 100]} х 100%.

Значения ППКотн. могут быть больше единицы (обычно для людей с шагом больше стандартного) и меньше единицы, но единственными для разных скоростей. Он удобен для применения в силу своей универсальности, но неудобен тем, что каждое измеренное значение фактической скорости необходимо умножать на указанный коэффициент, а это чаще всего можно сделать только с помощью микрокалькулятора. Но с его помощью удобно определить значения ППКабс. для всего диапазона скоростей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: