06.04.2020 г
Задание для учащихся:
1. Внимательно прочесть лекцию, законспектировать в тетради, ответить на вопросы
2. Составьте вопросы для выявления знаний о домашних животных у детей средней и подготовительной к школе группах.
Примечание: Задание выполнить до 10 04 2020 г., сфотографировать и выслать.
Диагностика является весьма существенной составляющей процесса экологического образования и одной из важных задач педагогической деятельности. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, основным приоритетам и целям экологического образования.
В практике ДОО из-за отсутствия четких показателей и критериев оценки результативности процесса экологического образования экспертиза его эффективности часто осуществляется «на глаз». Используемая в практике шкала оценки не позволяет фиксировать отдельные незначительные продвижения ребенка. Произвольность норм и непонятные критерии оценки делают систему оценивания закрытой для детей и их родителей.
|
|
Диагностика качества экологического образования не может осуществляться только через комплекс требований, предъявляемых к ребенку, и ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения экологических знаний и выработки умений. Она должна быть адресована, прежде всего, к психолого-педагогическим условиям образования. При этом учитываются разные аспекты работы педагога: организация и процесс формирования развивающей среды, владение технологией управления экообразовательным процессом, реализация требований стандарта и т.д.
Вопределении результативности процесса образования используется диагностическийподход.
Диагностика– это прояснение всех обстоятельств протекания воспитательно-образовательного процесса, точное определение его результатов. Она предполагает не только анализ и оценку уровня усвоения программного материала, но и отслеживание промежуточных результатов, создание программ индивидуального развития детей интересов, задатков и т.н.
В последние годы в практике ДОО получила широкое распространение педагогическая диагностика,которая служит для определения условий протекания учебного процесса и точного установления его результатов (К.Ингекамп). Она позволяет не только описать те или иные особенности личности или группы лиц, но и измерить их. Диагностика используется не только в экспериментальных исследованиях, но и является методом контроля на всех этапах экообразовательного процесса.
|
|
Педагогическая диагностика является составной частью педагогической деятельности и выполняет ряд функции:
• определяет результативность экообразовательного процесса;
• выявляет эффективность условий экообразовательного процесса с целью его оптимизации;
• позволяет измерить уровень экологического развития детей и оптимизировать индивидуальное обучение.
В процессе диагностических процедур устанавливаются предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных детей; выявляются индивидуальные особенности детей, что позволит педагогу корректировать процесс развития каждого ребенка.
Диагностика, служащая оптимизации экообразовательного процесса, ориентируется на задачи:
внутренняя и внешняя коррекция в случае низкой оценки результатов обучения;
определение пробелов в обучении;
подтверждение успешных результатов обучения;
планирование последующих этапов экообразовательного процесса;
мотивация с помощью поощрения за успехи и регулировании сложности последующих шагов обучения;
улучшение условий экообразовательного процесса.
В диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты:
сравнение (наблюдаемых результатов с прежними результатами того же ребенка, с результатами других детей, с базовым стандартом);
анализ (с целью определить причины отклонения в показателях);
прогнозирование (с тем, чтобы предвидеть результаты в других ситуациях или в будущем);
интерпретация (характеристика и оценка имеющейся информации);
доведение до сведения детей и родителей результатов диагностики и коррекция показателей в будущем.
Важнейшими критериями диагностического исследования являются:
объективность, т.е. устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих диагностическое исследование;
надежность, характеризующаяся стабильностью показателей при повторных измерениях;
действенность, обеспечивающая всесторонность проверки.
Результаты диагностики фиксируются в форме, облегчающей дополнительную проверку и сопоставимость.
Чтобы избежать высокоинферентных оценок свойств с их небольшой валидностью и сопоставимостью, предпринимаются попытки уменьшить инференцию с помощью систем показателей и категорий, а также с помощью шкал оценок.
Технология диагностического исследования:
1.Определение целей диагностики. При планировании целей определяются содержательные рамки, т. е. какие познавательные процессы будут исследоваться, насколько обширен должен быть тот учебный материал, на базе которого будут проверяться пробелы в знаниях детей, какие умения будут проверяться - умение экологически мыслить, оценивать и т. д.
2.Определение показателей явлений, которые изучаются у детей. Для этого необходимо описать качественные характеристики позиции ребенка как субъекта обучения и найти соответствующие им показатели результативности его учебной работы, поддающиеся измерению и количественному выражению.
3. Определение критериев (меры, степени) проявления показателей уровня сформированности той или иной позиции, в которых фиксируются различия в ее развитии и функционировании.
4. Конструирование диагностических заданий для детей в соответствии с целями, содержанием и условиями проверки. Задания должны быть краткими, требующими сжатых ответов, информационными, однозначными, пригодными для быстрой математической обработки результатов с помощью шкал оценок.
5. Определение методики выполнения диагностических заданий (устный опрос детей, тестирование, письменная проверочная работа и др.).
6. Обработка и интерпретация результатов диагностики.
Результаты диагностики фиксируются в диагностическом листе. Необходимо учитывать, что для дошкольников приемлемы лишь вербальные формулировки.
|
|
Используемые в практике экологического образовании диагностические методики, ориентированы на определение уровня экологических, знаний, отношений и экологически ориентированной деятельности.
В диагностических исследованиях широко используются математические методы: они позволяют установить количественные характеристики, дают основания для теоретических обобщений, повышают надежность выводов.
Регистрация - выявление наличия определенного качества у каждого члена труппы и подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует.
Ранжирование - расположение собранных данных в ряд по степени проявления (в порядке нарастания или убывания каких-либо показателей) и определение места в этом ряду каждого исследуемого.
Шкалирование — присвоение цифровых показателей исследуемым характеристикам. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам. Составленные шкалы оценки позволяют математически обработать результаты исследования.
Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста
Первый уровень:
Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности.
Отношение ситуативно. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других.
Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым существам.
Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствуют интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям.
|
|
Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают, почему.
Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо». Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Не умеют ухаживать за живыми существами.
Второй уровень:
Дети в целом проявляют к природе положительное отношение. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом.
К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных — в основном движение, питание; у растений — рост).
Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Дети выделяю! отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами.
Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов — практической пользой; обеспечением собственной безопасности.
Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами.
Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.
Третий уровень:
Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений.
Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.
Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, видят необходимость ухода и качественно его выполняют.
Испытывают удовольствие от помощи живому. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе.
Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе; стараются их придерживаться.
Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступают понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Опытный воспитатель их замечает «на глаз», но специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Что и как целесообразно проверять диагностикой?
В программе «Юный эколог» основными категориями являются две - «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.
Как же проявляются знания и отношение? Как обнаружить их в диагностической процедуре?
Знания (осознанные) всегда вербальные. Их легко обнаружить, задавая детям вопросы или предъявляя им картинки, предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить каким-то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему произвели именно эти операции. Можно организовать словесную дидактическую игру, реакции детей в которой и будут отражением их знаний.
Отношение выявить сложнее, так как оно проявляется по-разному: в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг). Самые яркие проявления отношения - поведенческие, которые сочетают практические действия или поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях.
Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента - специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель).
Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть следующим:
• Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его обитателями?
• Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи их, назови. Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были красивые? Как мы ухаживаем за ними?
• Кто живет в клетке? Как называется наша птица? Какие условия нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас? Как мы ухаживаем за ней? Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не болела?
• Кто живет в этой клетке? Как называется зверек (или животное)? Какие условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел? Без чего он не может обойтись? Как мы ухаживаем за ним?
• Кто из обитателей уголка природы тебе особенно нравится? Кого ты любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для него (них) делаешь?
Такие вопросы можно задавать, начиная со средней группы. Разница ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Со старшими дошкольниками такую диагностику можно провести в форме игры в «Экскурсию по уголку природы»: ребенок становится экскурсоводом для нового человека или куклы.
Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий:
• Что растет на нашем участке? Какие деревья и кустарники ты знаешь? Покажи и назови их. Какие травы и цветы ты знаешь? Покажи и назови их. Какие условия нужны всем растениям нашего участка? Почему они у нас так хорошо растут? Какие растения тебе нравятся больше других? Почему? Что мы делаем, чтобы растениям было еще лучше?
• Какие птицы залетают на наш участок? Как они называются? Что они делают у нас на участке? Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Как этих птиц можно назвать, одним словом? Почему люди должны помогать птицам зимой?
• Как мы определяем погоду? Какая бывает погода? Что такое зима? Какие явления бывают зимой? Что зимой бывает с растениями - с деревьями, травой? Как они выглядят? Почему зимой растения не растут? Каких условий им не хватает?
• Что делают разные животные в зимнее время? Все ли птицы остаются на зиму? Где бабочки, жуки, комары? Что делают зимой лесные звери?
Вопросы можно ограничить этим перечнем, но они могут охватить еще две проработанные с детьми темы: «Овощи-фрукты» и «Домашние животные». В этом случае опрос строится на тех объектах, которые дошкольникам были представлены не однажды. Если детский сад расположен вблизи леса, пруда, луга и дети достаточно часто посещают эти экосистемы, то можно выяснить их знания и в этой области. Например, о лесе можно спросить следующее: что такое лес? Кто в нем живет? Что в нем растет? Любишь ли ты ходить в лес? Почему? Как надо вести себя в лесу каждому человеку? Почему в лесу надо соблюдать правила поведения?
Выявляя отношение детей к природе, воспитатель может провести, кроме длительных наблюдений, естественный эксперимент, например, в форме специально организованной ситуации «Кончился корм», которая состоит из четырех этапов и рассчитана на целые сутки. В ее «разыгрывании» участвует кто-то из администрации (например, заведующая или старший воспитатель)1. В этой ситуации надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробно записать их реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрослых возникнет объективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого из детей.
Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Для этого воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении это каждодневные подробные записи дневникового характера; при опросе - таблица, в которой воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей. Диагностику экологической воспитанности детей (индивидуально или фронтально) целесообразно проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая. Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики заведующая и воспитатели корректируют свою деятельность, планируют следующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в работе с их родителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии детей,
Контрольные вопросы
1.Что такое диагностика экологической воспитанности дошкольников? Как часто ее надо проводить
2. Что и почему важнее: экологические знания детей или их отношение к природе?
3.Как можно определить знания детей?
4.Как можно выявить их отношение к объектам и явлениям природы?