Методические рекомендации
Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации
Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, ставит перед педагогическим сообществом задачу объединения с целью реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения, воспитания и социализации детей и подростков с ОВЗ в условиях многоуровневого междисциплинарного взаимодействия. Эта задача может быть решена посредством включения в образовательную деятельность специалистов «помогающих профессий» в психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций (далее – ПМПк).
В настоящее время, в законодательном аспекте ПМПк образовательной организации действует на основе соответствующего инструктивного письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07, в которых определена деятельность консилиума и необходимая документация.
Основной целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
ПМПк организуется на базе образовательной организации и утверждается приказом руководителя, на которого, как правило, возлагается общее руководство. В состав консилиума должны входить помимо представителей администрации образовательной организации, специалисты, работающие с данной группой/классом детей: учитель и воспитатель, логопед, психолог, социальный педагог, по возможности или на время диагностического периода - педиатр, невролог или психиатр. ПМПк необходимо выстраивать взаимодействие с вышестоящими структурными подразделениями, в первую очередь с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Деятельность консилиума реализовывается в следующих направлениях:
· педагогическое направление деятельности;
· психолого-педагогическое направление деятельности;
· медико-педагогическое направление деятельности;
· социально-педагогическое направление деятельности.
Педагогическое направлениедеятельности консилиума определяет работу по формированию общей культуры личности, преодолению трудностей в обучении и адаптации ребенка с ОВЗ. Помимо этого данное направление находит свое отражение в разработке адаптированной образовательной программы.
В условиях психолого-педагогического направлениядеятельности консилиума осуществляется коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по преодолению/коррекции нарушений в развитии, сохранению соматического здоровья, созданию условий для обеспечения раскрытия возможностей путем включения ребенка в успешную деятельность (профилактика дезадаптации).
Социально-педагогическое направлениедеятельности консилиума способствует максимально эффективной социализации ребенка с ОВЗ, повышению и развитию потенциальных возможностей в совместных видах деятельности со сверстниками и развитию взаимодействия с семьей.
Медико-педагогическое направлениедеятельности консилиума обеспечивает сохранение и развитие здоровья детей, а также профилактику перегрузок, формирование ресурсов и предусматривает реабилитационные, оздоровительные и профилактические мероприятия.
Реализация разных направлений деятельности ПМПк призваны обеспечивать равные образовательные права (в соответствии с имеющимися возможностями) различных категорий детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве.
Психолого-педагогическое сопровождение – это значимый компонент психолого-педагогической помощи.
Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого обучающегося в школьной среде.
Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося в образовательной деятельности является обеспечение нормального развития обучающегося (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в образовательной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
В условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства.
Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения:
· обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,
· обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,
· педагогов, участвующих в инклюзивной практике.
Задачи психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования:
в отношении обучающихся с ОВЗ:
· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
· создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
· оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
· обеспечение систематической помощи обучающимся с ОВЗ в ходе обучения.
· организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;
в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием:
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
· психологическое обеспечение образовательных программ;
в отношении семей обучающихся:
· систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
· повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
· повышение уровня реабилитационной компетентности2 родителей обучающихся с ОВЗ;
· оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
· формирование психологической культуры;
в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:
· повышение профессиональной компетентности;
· формирование навыков командной работы;
· формирование психологической культуры.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:
· диагностическое
· профилактическое
· консультативное
· коррекционно-развивающее
· поддерживающее
· просветительское
· образовательное.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:
· приоритет интересов сопровождаемого;
· непрерывность сопровождения;
· целенаправленность сопровождения;
· систематичность сопровождения;
· гибкость сопровождения;
· комплексный подход к сопровождению;
· преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
· принцип сетевого взаимодействия;
· рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Сопровождение в образовательном процессе обеспечивают классный руководитель, учитель начальной школы, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПк.
Важной составляющей организации сопровождения ребенка с проблемами в развитии и его родителей является психологическая поддержка образовательного процесса.
Психологическая поддержка образовательной деятельности – это целостная система деятельности специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса. Отсутствие четких представлений о содержании деятельности, о круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школы системы психолого-педагогической работы.
Деятельность специалистов сопровождения может быть реализована в двух направлениях.
Первое направление - профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе.
Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная, в преодолении трудностей в обучении.
Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитием обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом сверстников.
Сопровождение может быть реализовано на разных уровнях: в школьной среде (в учебной и внеучебной деятельности), вне школы (сетевое взаимодействие) (табл. 1).
Таблица 1.
Этапы сопровождения | Уровни сопровождения ребенка | ||
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | Сетевое взаимодействие | |
Первичная диагностика | Учитель, классный руководитель | Специалисты | Специалисты ЦПРиК и др. организаций |
Анализ проблем | Специалисты | ||
Разработка индивидуального образовательного маршрута | Учитель, специалисты сопровождения, родители | Специалисты сопровождения, родители | Специалисты сопровождения, родители |
Коррекционная работа | Специалисты сопровождения | ||
Оценка эффективности | Педагогический совет | ПМПк | ПМПК |