Методические рекомендации по предупреждению или коррекции школьной и социальной дезадаптации детей
Выполнила: студентка II курса группы СДО-26 Перминова Анна |
г.Стерлитамак, 2020
Аннотация
В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процессприспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности,социальному окружению.
Адаптация - это процесс активного освоения личностьювнешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своиминдивидуальным интересам, склонностям, возможностям.
Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическоеявление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимымдля него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды иближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями,соответствующими возрастному психическому развитию.
Учебная дезадаптация – рассматривается как социально-психологическое исоциально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное ссубъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательнойсреды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями испособностями, соответствующими возрастному психическому развитию.
|
|
Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами вличностном и в социальном развитии ребѐнка, вызванные нарушением социальных связейи межличностных отношений с семьѐй, сверстниками.
Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений.
В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуацииразвитие дезадаптации проходит 5 этапов:- первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2этап);- отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3этап) – переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап);- далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенокможет перестать посещать учебные занятия (5 этап).
В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) исистематические конфликты (4 этап), и как крайний случай – в разрыв личностнозначимых для него отношений (5 этап).Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чащевсего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка – «не хочетучиться», «у него плохое поведение». Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностнозначимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучииличности. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменениясостояния соматического и психического здоровья. В ситуациях хроническойнеуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая.Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это можетбыть как различная досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), спортивные занятия,так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различнойнаправленности. Возможно появление различных форм поведенческих девиаций. Такиеформы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых. Принято выделять следующие основные компоненты дезадаптации:
|
|
Когнитивный компонент — проявляется в трудностях учебной деятельности,несформированности познавательных процессов, низкой успеваемости вобучении по отдельным учебным предметам;
Эмоционально-личностный компонент —отрицательное эмоциональноличностное отношение к отдельным предметам и обучению в целом,педагогам;
Поведенческий компонент — нарушения учебной дисциплины, поведения всфере взаимодействия с педагогами и сверстниками.У большинства детей, имеющих проявления дезадаптации, достаточно четко могут прослеживаться все три компонента.
Риск возникновения дезадаптации повышается в переходные периоды обучения.
Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков:
1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению.
2. Период адаптации к обучению в 5 классе.
3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 класс)
Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс,связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому,что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных ифизических сил.
Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку впятом классе происходит резкое изменение условий обучения.
Определим основные факторы развития учебной и социальной дезадаптации на основных этапах обучения и социализации:
Психофизиологические и когнитивные:
- Особенности психофизиологического развития ребенка (синдром СДВГ,индивидуальные свойства темперамента, повышенная тревожность и т.д.)
- Недостаточная сформированность произвольности познавательных процессов(внимание, мышление, память)
- Слабая сформированность процессов произвольности поведения и деятельности
- Психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиямпроцесса обучения.
- Нарушения психического и физического здоровья
Социальные:
- Изменение ролевой позиции ребенка
- Вхождение ребенка в систему новых школьных требований, многообразиеучебных требований
- Повышение уровня сложности программы обучения, увеличение интеллектуальнойи психоэмоциональной нагрузки и т.п.
- Усиление психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок
- Изменение родительской позиции по отношению к ребенку
- Трудности в установлении социальных контактов, общения со сверстниками ивзрослыми
- Нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий
Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализует две цели:
|
|
1. Содействие адаптации – работа в русле этой цели строится со всеми детьми иносит «развивающий» характер.
Задача – выявить индивидуальные особенности развитияребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждогоребенка использовать школьную среду для своего развития – сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности ипотребности, не приходя с этой средой в противоречие.
Результатом такой работыявляется то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу.
Работа строится в двух направлениях:
- Внесение изменений в параметры школьной среды для адаптации ее к возможностям конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошимиинтеллектуальными данными, но очень медлительного).
- Построение развивающей, консультативной, методической работы педагоговпсихологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения,психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школесегодня, создающие базу для дальнейшего развития.
Рассмотрим основные этапы работы по профилактике дезадаптации обучающихся:
- Диагностика проблемы
- Реализация программ психолого-педагогической помощи
Психологическая диагностика выявляет особенности поведенческой и личностных сфер обучающихся:
- адаптация учащихся к школьной среде
- актуальные проблемы учебной деятельности
- отношение к самому себе (самооценка, самопознание)
- эмоционально-поведенческие проблемы
- особенности межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками,определение его социального статуса
Проведение диагностики ребенка осуществляется с письменного согласияродителей (законных представителей) ребенка.
Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностическойработы с детьми:
- с детьми младшего школьного возраста диагностика может проводиться не более30-40 минут, с детьми подросткового возраста - возможно проведение диагностики в 2этапа продолжительностью не более 45 мин. каждый.
|
|
Результаты психодиагностики позволяют:
l Определить преимущества и проблемные стороны ребенка на индивидуальном игрупповом уровне
l Определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного ивоспитательного)
l Сформулировать задачи по профилактике дезадаптации
l Выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно -развивающих программ
l Провести индивидуальные и групповые консультации информационнорекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми,родителями, педагогами)
Наиболее распространенными являются основные причины дезадаптации:
1. Несформированость общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации.
Трудности учебной деятельности и снижение учебной мотивации могут бытьсвязаны:
⇾ с несформированностью основных операций мышления, процессов памяти,распределения и концентрации внимания.
⇾ со слабой сформированностью организационных умений (умениесамостоятельно выполнять задание по алгоритму, умение вести тетрадь,навыки самопроверки и самооценки).
Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым –содержательным наполнением.
Основным фактором, определяющим трудности новыхусловий – это появление предметного обучения, новых педагогов, многообразие учебныхтребований. Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловаянеопределенность, нервно-психическое напряжение.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- Развитие общеучебных умений и навыков успешного освоенияобразовательной программы
- Повышение учебной мотивации
Основная цель психологической помощи ребенку с несфорированностьюобщеучебных умений заключается в развитии познавательных процессов,организационных умений, произвольности и навыков самостоятельной работы до уровня,соответствующие возрастной норме.
Консультации для педагогов и родителей по проблеме несформированностиобщеучебных умений у учащихся ориентированы на следующие результаты:
⇾ Снижение отрицательных эмоций, связанных с учебной неуспешностьюребенка
⇾ Создание условий для формирования у взрослого ответственной позиции поотношению к преодолению учебных трудностей, определение совместнойпрограммы помощи ребенку;
⇾ Обучение педагогов способам развития познавательных процессов иорганизационных умений ребенка на учебном материале.
Несформированность конструктивных форм общения в группе сверстников
Проявления дезадаптации могут быть связаны с трудностями установления ипостроения контактов в группе сверстников. Причинами этого являются:
l Включение в новый коллектив сверстников, необходимость выстраиваниявзаимоотношений в классе (характерно для всех детей, начинающихобучение в первом классе)
l Изменения в составе классных коллективов, необходимость установленияновых отношений в классе, изменение социометрического статуса ребенка(характерно для этапов адаптации в средней школе – 5 класс, кпрофильному обучению – 8 класс)
В межличностных отношениях в группе среди учащихся может существоватьборьба за лидерство, проявления неконструктивных форм взаимодействия. Часто встречаются случаи, когда сверстники «не принимают» кого-либо из одноклассников,неприятие отдельных учащихся.