Методические рекомендации по профилактике и коррекции школьной и социальной дезадаптации детей дошкольного возраста

1. Формирование социальной компетентности, общения, навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

 

2. Развитие самопознания дошкольников в различных социальных ситуациях.

3. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении.

4. Создание условий для обращения участников к собственному опыту общения 

5. Обучение навыкам эффективного взаимодействия в конфликте.

6. Работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей.

7. Обучение навыкам анализа ситуаций общения.

8. Организация индивидыульной и груповой формы работы психолога с ребенком: консультации, беседы, тернинги.

9. Работа направленная на стабилизацию эмоцинальной сферы ребенка со школьной дезадаптацией.

10. Снижение тревожности.

11. Диагностика психологической готовности к школе.

12. Поддежка родителей.

13. Внимание учителей.

14. Налаживание контактов со сверстниками.

15. Коррекция темпа речи.

 

Консультация для родителей «Как помочь ребенку на этапе адаптации»

 

• Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: ―Как прошел твой день в школе Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
• Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

• Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнятьдомашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этихустановок.ЭтопоможетсформироватьхорошиеПродемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка естьвсе необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенокобращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите емунайти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

• Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
• Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, например, на полчаса больше можно посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила, сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

 • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

• Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.







Заключение

Данные выше рекомендации по профилактике и коррекции школьной и социальной дизадаптации помогут как педагогом учебных заведений, так и родителям.

По скольку поступление ребенка в школу довольная острая и проблематичная проблема, с эмоциональной стороны, как для учащегося так и для его родителя, следует прибегать к выше перечисленным рекомендациям либо посоветоваться с психологом или же педагогм того учереждения, в которое поступает будующий школьник.

Перед тем, как приступать к работе над той или иной дезадаптаций, следует разобраться в её задачах и причинах, которые выделены выше в этой работе.

Вовлечения родителя в сферу школьной и социальной адаптации очень важна и требует серьезных усилий.

Для того, чтобы найти составленый, на данный момент, материал я прибегал к таким авторам, как Крылова Т.А, Струкова М.Л.

За исключением этого были найдены определения:

«адаптация», «дезадаптация», «учебная дезадаптация», «социальная дезадаптация», «когнитивный компонент», «эмоционально-личностный компонент» и т.п.


 


Список литераты

Интернет-ресурс и учебники психологов-педагогов представляем:

1) Карандашев В.Н., Крылова Т.А., Лисянская А.С. Курс комплексного развитиямладших школьников. Программа, занятия, дидактические материалы. – СерияНовые стандарты: учимся работать. Универсальные учебные действия (учебно-методическое пособие). - Волгоград: Учитель, 2011 – 303 с.

2) Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.:Питер, 2003

3) Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации упервоклассников // Школьный психолог, 2003 № 18

4) Педагогические условия [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: «spravochnick.ru». Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_usloviya_preduprezhdeniya_i_korrekcii

 



Приложние 1

Стратегии и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации(избегание и снижение уровня напряженности)

6 правил

Правило 1.

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не наличности ученика.

⇾ Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось –это правило «здесь и сейчас».

⇾ Будьте доброжелательны в отношении ученика, применяя в общении с ним девиз «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все же еще ссимпатией отношусь к тебе».

Правило 2

Займитесь своими негативными эмоциями

l Контролируйте отрицательные эмоции

Правило 3

Не усиливайте напряжение ситуации

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

⇾ Повышаем голос

⇾ Произносим фразу типа «Учитель здесь пока еще я»

⇾ Начинаем кричать

⇾ Используем такие позы и жесты, которые «давят»6 напряженная поза,сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»

⇾ Обращаемся к оценке характера ученика

⇾ Втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему

⇾ Настаиваем на своей правоте

⇾ Читаем проповеди

⇾ Ставим учеников в угол

⇾ Оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»

⇾ Изображаем негодование

⇾ Придираемся, изводим кого-то придирками

⇾ Сравниваем одного ученика с другим

⇾ Поощряем ученика, награждая его

Правило 4

Обсудите проступок позже:

⇾ Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать – тогда можнообсудить инцидент с учеником

⇾ Когда учитель будет в состоянии дать описание нарушения поведенияобъективно, причем именно того, что произошло, а не того, кто виноват вэтом – т.е. описать действия, а не действующего

⇾ Целесообразно на нарушение отреагировать немедленно, а серьезноеобсуждение отложить на время

Правило 5

Позвольте ученику «сохранить лицо»

Правило 6

Демонстрируйте модели неагрессивного поведения


 


Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: