Оформить конспект в тетради. Выделенное зеленым записать в тетрадь.
Тема: Примеры комбинаторных задач. Перестановки
Комбинаторика - раздел математики, посвящённый решению задач выбора и расположения элементов в соответствии с данными условиями.
Применение: например, в химии (анализ возможных связей между химическими элементами), в экономике (анализ вариантов купли-продажи акций), в азартных играх (подсчёт частоты выигрышей), в криптографии (разработка методов шифрования), в доставке почты (рассмотрение вариантов пересылки), в военном деле (расположение подразделений).
Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова combinare, которое означает «соединять, сочетать».
Решение комбинаторных задач - это перебор вариантов, подсчет числа вариантов с помощью правила умножения.
Виды задач: 1) Задачи, решаемые перебором возможных вариантов;
2) Задачи, решаемые при помощи построения дерева возможных вариантов;
3) Задачи, решаемые при помощи составления таблицы
|
|
Примеры:
1) Из группы теннисистов, в которую входят четыре человека – Антонов, Григорьев, Сергеев и Федоров, тренер выделяет двоих для участия в соревнованиях пар. Сколько существует вариантов выбора такой пары?
Решение:
АГ, АС, АФ -пары, в которые входит Антонов (для краткости будем писать первые буквы фамилий).
ГС, ГФ -пары, в которые входит Сергеев, но не входят Антонов и Григорьев.
СФ -пары, в которые входит Сергеев, но не входят Антонов и Григорьев.
Других вариантов составления пар нет, так как все пары, в которые входит Федоров, уже составлены.
Итак, мы получили шесть пар: АГ, АС, АФ, ГС, ГФ, СФ.
Ответ: 6 вариантов.
2):
№ 714. В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник – и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите все обеды из первого и второго блюд, которые может заказать посетитель. Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов.
Решение: Обед состоит из первого и второго блюда:
Первые блюда: борщ и рассольник Б Р
Вторые блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени Г К С П Г К С П
Итак, мы получили восемь возможных вариантов обедов: БГ, БК, БС, БП, РГ, РК, РС, РП,
Ответ: 8 вариантов.
3):
На завтрак в школьной столовой любой ученик может выбрать булочку, ватрушку, кекс, а запить их он может соком, чаем или компотом. Сколько вариантов завтрака предлагается в столовой?
Решение: Решим задачу с помощью таблицы, записав в верхнюю строку варианты хлебобулочных изделий: булочка (Б), ватрушка (В), кекс (К), а в левый столбик варианты напитков – сок (С), чай (Ч), компот (Кт). В остальных строках и столбцах мы их соединяем по парам.
|
|
Б | В | К | |
С | СБ | СВ | СК |
Ч | ЧБ | ЧВ | ЧК |
Кт | КтБ | КтВ | КтК |
Таким образом, заполнив таблицу, мы видим, что существует 9 различных вариантов завтрака, которые предполагаются в столовой.
Ответ: 9 вариантов.
Решения этих задач основаны на общем правиле умножения
Пусть имеется n элементов и требуется выбрать из них один за другим к элементов. Если первый элемент m1выбрать n1 способами, после чего второй элемент m2 выбрать n2 способами из оставшихся, затем третий элемент m3 выбрать n3 способами из оставшихся и т.д., то число способов могут быть выбраны все к элементов, равно произведению
Перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определённом порядке (т.е. перестановки отличаются друг от друга только порядком расположения элементов).
Для 3-х элементов (n =3) мы получили 6 перестановок, т.е.
Для 4-х объектов (n =4). То
Для 5-ти объектов (n =5). То 5·
А если n? То n·(n-1)·(n-2)·…·3·2·1.
Это произведение выражает количество перестановок из n элементов и обозначают Pn.
P n =1·2·3·(n -2)·(n -1)· n |