Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.
При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.
Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка: «Зимние виды спорта».
При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается им составить предложения. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.
|
|
Составлении рассказов по замыслу.
Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.
Внедрение методики.
Реализация методики происходит на протяжении всего периода обучения на всех этапах коррекционной работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Внедрение методики проходит в ходе образовательной деятельности на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях. На основе перспективного планирования мною был подобран цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования. Занятие проводится один раз в неделю. Вся работа делится на три этапа:
Первый этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, мнемотаблиц, сенсорно графических схем. В этом периоде решаются задачи:
· Обучение детей умению задавать вопросы, и отвечать на них;
· Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по лексическим темам;
· Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам демонстрируемого действия.
· Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов.
Второй этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, опорных схем.
Задачи этого этапа:
· Учить составлять простые предложения, распространённые однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом.
|
|
· Учить составлять простые рассказы по непосредственному восприятию.
· Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и по серии картин.
Третий этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, мнемотаблиц.
Задачи этого этапа:
· Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии картин, из опыта.
· Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
· Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
В качестве моделей использовались:
- геометрические фигура;
- символические изображения предметов (условные обозначения, символические контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения используемые в них;
- мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;
- опорные схемы;
- карточки – символы.
Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:
- рассказы детей по готовому образцу;
- рассказы по восприятию;
- рассказы по памяти;
- рассказы по воображению.
Виды работы по формированию умения составления описательных рассказов:
· подготовительные упражнения к описанию предметов;
· формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
· описание предметов по основным признакам;
· обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем);
· закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;
· усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Используя в своей работе наглядное моделирование, учу детей:
· проводить исследование, анализировать, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
· формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
· применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Применение данной методики способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.
Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.
Для внедрения методики в работу детского сада, мною были подобраны и проведены консультации для воспитателей (приложение №1) на следующие темы:
1. «Совершенствование связной речи»;
2. «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР 3- го уровня»;
3. «Развитие связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем»;
4. «Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР».
Выступление на педагогическом совете на тему: «Создание речевой среды в старшей группе».
В рамках проекта «Недели логопедии», были подобраны игры с наглядным моделированием.
Подобраны конспекты занятий по развитию связной речи детей. Обучение описательным рассказам.
Оценка эффективности использования методики схем и моделей при составлении описательных рассказов.
В результате использования методики у детей:
Ø Появилось желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории.
Ø Появился интерес к заучиванию стихов, потешек, загадок.
|
|
Ø Обогатился словарный запас.
Ø Развивается связная речь.
Ø Сформировалась самостоятельность, усидчивость.
Ø Появилась полнота и точность отражения в описательных рассказах основных свойств предмета.
Ø Сформировалось умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности.
Ø Совершенствовались такие психические процессы как память, внимание, мышление.
Ø Появилось умение составлять план предстоящего связного текста.
Ø Выработалось умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений.
Ø Улучшилось словесно-логическое мышление.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Из всего выше сказанного можно сказать: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Как показал опыт моей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера, использование картинно-графических схем, игровых и компьютерных технологий значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
|
|
Результаты эксперимента показали следующее:
Ø Чем раньше выявляются недостатки речевого развития, тем лучше заметен результат.
Ø Занятия должны, быть организованы в игровой форме с использование инновационных технологий, различных форм и приёмов обучения.
Ø Соблюдение принципа последовательности и поэтапности.
Ø Должна быть, оборудована предметно-развивающая среда.
Ø Использование эстетической наглядности.
Ø Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря.
Ø Составление рассказов по моделированному плану рассказа.
Ø Заучивание стихотворений по опорным схемам.
Ø Проведение систематической работы с родителями.
Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счёте, подготовить их к обучению в школе.
Результаты показали, что речь детей с ОНР значительно отличается от связной речи детей с нормальным развитием. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи не только в условиях детского сада, но и дома. Своевременная работа – это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития.
Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Список литературы:
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие М., Издательский центр «Академия», 1998г. – 400с.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002.
3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. 1994. № 2.
4. Гомзяк О. С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
5. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации. - М. Баласс, 2006. – 304с.
6. Давыдова, Т.Г., Возная, В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя 2008г. № 1. с.36
7. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром. Практико-ориентированная монография - М.: 2007. – 128с.
8. Коноваленко В.В. Развитие связной речи. М.: 2000.
9. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.М.: Творческий центр, 2005.
10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
11. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 64с.
12. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990. № 10. С.26
13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. СПб.: 1998.
14. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10.
15. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
Актуальность: Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.
Связная речь не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения. Не даром множество работ ведущих специалистов, как в педагогике, так и в психологии и лингвистике посвящены данной проблеме (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.М. Бородич и др.)
Развитие связной монологической речи относиться к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Особенно актуальна эта задача, учитывая интеграционные процессы в современном обществе. Правильная, чистая и логически стройная связная речь - это путь к успешной социализации детей с речевой патологией.
Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучении детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). Безусловно, нельзя не отметить влияние занятий по развитию речи, обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду, с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.
Не смотря на разработанность данной проблемы, она остается актуальна и требует разработки новых, более эффективных методов, средств и форм организации работы по формированию связной речи.
Цель: Научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Объект: развитие описательной речи детей
Субъект: Ребенок с общим недоразвитием речи, имеющий недостатки описательной речи.
Задачи:
1. Развитие связной речи детей;
2. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, воображение, образного мышления;
3. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
4. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
5. Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
6. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
8. Обогащение словарного запаса детей.