Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, воспитание любви к ней развивает и укрепляет ладовое чувство, являющееся основой правильного восприятия музыки

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку достигается отбором художественных, образных, впечатляющих музыкальных произведений для слушания и для пения. Педагог должен выразительно исполнять их и применять в методике различные приёмы, усиливающие впечатление, производимое музыкой на детей.

Особое значение для развития эмоциональной отзывчивости имеет раздел слушания музыки. Дети могут воспринять музыку более сложную, чем песню, которую они могут спеть сами. Поэтому слушание музыки особенно развивает восприятие музыки и ускоряет процесс и развития, и закрепления музыкальных представлений, так как представление – след восприятия, его результат.

Необходимым условием для успешности восприятия музыки является организация внимания детей, т. к. отвлечение внимания во время слушания создаёт провал в восприятии.

Чтобы приучить детей внимательно прислушиваться к звучанию произведения нужно создать благоприятную атмосферу. Большую роль здесь играет создание эмоциональности, яркости восприятия детьми художественного образа. На первый план выступает качество её исполнения. При слушании вокального произведения, звучание мелодии, аккомпанемент, словесное содержание затрагивают различные стороны восприятия: дети воссоздают содержание, переживают чувства, отраженные в произведении, запоминают мелодию.

Важное значение в организации внимания детей имеет слово педагога. Его беседы, пояснения, указания способствуют целенаправленному процессу слушания, развивающему эмоциональную отзывчивость детей и осознанность восприятия ими музыки.

Обучение пению основывается на двух методах — п о к а з а и с л о в а.

Н. Ветлугина в своей работе «Методы обучения пению» опытным путём доказывает, что уже первоначальное знакомство детей с песней требует подчёркивания её существенных сторон с помощью пояснений. В этом случае восприятие песни углубляется и это отражается в дальнейшем на её исполнении детьми.

Слово педагога следует направлять на воспитание произвольного внимания, целенаправленного восприятия и т. п. Произвольное внимание отличается тем, что человек ставит себе сознательную цель: направить внимание на определённый предмет и для осуществления этой цели применяет, когда нужно, определённые усилия, старания.

При слушании эту цель ставит перед детьми педагог. Можно объяснить детям — что слушать в произведении, для чего слушать. При этом дети привыкают не просто слушать, но слышать в музыке всё, что доступно для их понимания; следовательно, учатся сознательно воспринимать музыку. Тогда и музыкальные представления становятся полнее и ярче, определённее.

Характер объяснений педагога, конечно же, должен соответствовать уровню развития детей, иначе указания не достигнут цели. Эффективными будут те пояснения, указания или краткие беседы, сопровождающие слушание музыки, в которых педагог опирается на опыт детей, оживляя этим путём ранее известные впечатления, представления, связывая жизненный опыт детей с содержанием музыкального произведения.

В передовой практике наряду со словом педагога успешно используют при слушании музыки и другие виды искусства: показ картин или чтение стихов, близких по сюжету к песне. Но существует мнение, что при обучении детей старше 6 лет излишне пользоваться такими приёмами, т. к. дети уже настолько развиты музыкально, что сама музыка достаточно эмоционально воздействует на них.

Несомненно, что главная задача педагога музыки — привлекать внимание детей к характеру музыки, но одно другому не противоречит: если слово (как учит И. П. Павлов) связано с опытом человека, то в силу образности, «конкретности» восприятия и мышления детей поэтическое слово — образ — может иногда действовать на детей сильнее обычной беседы или напоминания о сюжете песни.

Дети младшего школьного возраста достаточно владеют своей речью и мышлением, что приводит детей к способности обобщения, суждения.

Практика музыкального воспитания показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте у детей на основании их музыкального опыта появляются суждения о музыке, об её характере, содержании. Дети могут, послушав песню или пьесу, кратко передать её содержание и в связи с ним определить характер песни, сравнить характер песни, сравнить характер песни, отметить наиболее яркие средства музыкальной выразительности. Этим нужно пользоваться педагогу для развития музыкального восприятия детей. Тогда будет достигаться не только осознанность, но и полнота восприятия, необходимая для развития точности музыкальных представлений.

Повторное слушание одних и тех же произведений полезно для закрепления музыкальных впечатлений в сознании и памяти детей. Однако для музыкального развития детей недостаточно одного только повторения. Оно наиболее эффективно тогда, когда подводит детей к дифференцированному, в меру их возможностей, осознаванию музыкальных впечатлений. Осознавание различных средств музыкальной выразительности даёт возможность полнее, глубже воспринять содержание музыки, пережить её настроение и, кроме того, создаёт правильное восприятие и представление музыки.

В связи с этим при первоначальном слушании и при первом повторении, когда важно заинтересовать детей, уместно сопровождать исполнение произведения вводной беседой (например, разговором об истории создания).

Развитие способности восприятия музыки так же, как и создание интереса к её содержанию, ещё не решает проблему развития чистоты интонации в пении. Надо попробовать найти такие приёмы для того, чтобы связать восприятие музыки с её воспроизведением, которые способствовали бы всё большей точности передачи высоты её звуков.

Особенно важное значение в создании этой связи имеет систематическое закрепление звучания лада в памяти и сознании детей. Поэтому необходимо стремиться к закреплению музыкальных представлений в памяти детей, учитывая, что прочность этих представлений зависит от уровня музыкального развития детей.

Слушание различных музыкальных произведений развивает музыкальные представления. Вместе с тем момент слушания неизбежно предшествует и пению песен, так как, чтобы иметь представление о мелодии, прежде всего её нужно услышать и, кроме того, хорошо запомнить. Создание благоприятных условий для восприятия и запоминания мелодии очень важно для обучения детей навыку чистого интонирования и должно занять определённое место в содержании работы по развитию чистоты интонации.

Одной из главных причин затруднений массовой практики в обучении детей чисто интонировать является недооценка значения правильного восприятия и запоминания мелодии.

Возможности детей младшего школьного возраста, уровень их общего и музыкального развития позволяют утверждать, что они не только могут петь, чисто интонируя, но, кроме того, им доступно понимание – что значит правильно исполнять мелодию. Поэтому при обучении детей пению должно иметь место осознавание детьми требований к правильному пению. Так же, как и при воспитании восприятия музыки, при обучении умению правильно воспроизводить мелодию, большое значение имеет развитие произвольного внимания. Только сознательное сосредоточивание внимание даст возможность детям понять, осмыслить, что значит петь правильно, чисто интонируя.

Важно установить требования к качеству пения педагога для детей, так как образцом для детей прежде всего служит его пение. Требования к эмоциональности, выразительности показа определены в методической литературе, однако целесообразно выдвинуть ещё требование, определяющее характер показа. Существуют особенности показа приёмов пения, благодаря которым в процессе разучивания резче выступает как вокальная специфика каждой песни, так и учебная задача, которую преследует тот или иной приём. Это, например:

· подчёркнуто чёткое начало;

· особая протяжённость звука при пении напевных песен;

· особенно чёткий ритм при пении быстрых песен;

· выделение(динамическое или темповое) трудных для произношения слов;

· выделение интонационных оборотов;

· протягивание концов музыкальных фраз и т.п.

При показе отдельных приёмов пения характер показа связан с конкретной учебной задачей (т. е. с тем, чему в данный момент педагог обучает детей, какому певческому навыку). В зависимости от изменения задачи изменяется и характер показа, в нём наиболее выделяется то ритмическая сторона, то характер звучания (лёгкое, напевное), то интонационная сторона (выделение трудных оборотов мелодии, задерживание звучания на них), то дикционная (логические ударения, произношение отдельных слов, окончаний, начала слов, сочетаний слогов и т. п.).

Таким образом, при показе отдельных приёмов пения «дидактичность» показа выступает довольно ярко и облегчает детям усвоение песни.

Выразительное и грамотное исполнение песни педагогом невольно заставляет детей уже при первоначальном слушании обращать внимание на особенности каждой песни. При последующем повторении и детальном разучивании её показ правильного пения ведёт к лучшему усвоению песни детьми.

Таким образом, роль подчеркнуто правильного показа приёмов пения чрезвычайно важна.

В процессе обучения  детей  пению важное значение имеют п о я с н е н и я и у к а з а н и я педагога, предшествующие показу различных приёмов правильного пения.

 

 

 

ПОЯСНЕНИЯ И УКАЗАНИЯ

направлены на понимание детьми

требований педагога

 

 

 

образные

адресованы к детскому образному

мышлению, связанному с эмоциями

 

 

прямые

 воздействуют непосредственно на сознание ребёнка

 

изобразить птичку, зайчика и т.п.

 

музыка играет, будто санки с горы

 

катятся, мелодия течёт как ручей…

 

быстро, легко, весело, плавно,

 

отрывисто (стаккато), медленно,

 

спокойно и др. термины…

         

Итогом развития музыкального слуха является умение петь самостоятельно, без поддержки инструмента. Это умение очень важно, так как тогда песни могут звучать и вне уроков вокала.

 

 

 

Музыкальные представления

 

 

 

непроизвольные

 

 

произвольные

 

 

 

         

 

Чистое интонирование без сопровождения возможно только при наличии п р о и з в о л ь н о г о музыкального представления. 

Произвольные музыкальные представления опираются на прошлые восприятия, поэтому у детей к моменту поступления в школу уже есть определённый запас музыкальных впечатлений и, следовательно, имеются предпосылки к развитию произвольных музыкальных представлений.

Началом развития произвольных слуховых представлений можно считать как наличие у детей любимого репертуара, так и умение вспомнить и рассказать о нескольких знакомых песнях или произведениях инструментальной музыки, без предварительного их прослушивания. Более высокая ступень – умение в общих чертах припомнить характер знакомой, ранее прослушанной пьесы (песни) или отметить в ней отдельные средства музыкальной выразительности. Вершиной развития произвольных слуховых представлений является точное воспроизведение из памяти песен, неисполняемых ранее, а также мелодий знакомых инструментальных произведений.

В процессе работы над развитием произвольных представлений необходимо учитывать связь с непроизвольными представлениями, возникающими при непосредственной опоре на восприятие музыки. Поэтому большое внимание следует обращать на дальнейшее развитие непроизвольных представлений, чтобы процесс развития произвольных представлений осуществляется систематически. Для этого на занятиях пением полезно чередовать задания, развивающие непроизвольные и произвольные музыкальные представления, постепенно усложняя задания.

Постепенное усложнение может быть таким:

* пение мелодии знакомой песни с сопровождением (но без аккомпанемента) и с голосом педагога;

* пение мелодии знакомой песни с сопровождением (но без аккомпанемента) без голоса педагога;

* пение только что прослушанной мелодии знакомой песни без сопровождения, но с голосом педагога;

* пение только что прослушанной мелодии знакомой песни без сопровождения и без поддержки голоса взрослого;

* пение мелодии, выученной ранее, без сопровождения, но с голосом педагога;

* пение мелодии, выученной ранее, без сопровождения и без поддержки голоса педагога.

На практике для детей труднее петь без поддержки инструмента,

даже если с ними поёт педагог.

Для систематического развития произвольных музыкальных представлений нужна очень большая осторожность в применении пения без сопровождения (сначала на очень несложных песнях). Целесообразно чередовать этот вид пения и пение с поддержкой инструмента или голоса педагога и лишь постепенно пропевать более трудные отрезки мелодии и отдельные песни без сопровождения и без предварительного слушания. Эти задания лучше дифференцировать для отдельных детей, так как при слабых музыкальных представлениях такое пение принесёт лишь вред, закрепляя неправильные музыкальные представления.

 

Кроме пения без сопровождения, можно назвать ещё ряд приёмов, развивающих произвольные музыкальные представления, которыми очень мало пользуется практика, – определение характера знакомой песни (выученной или услышанной ранее), сравнение характера новой и характера знакомой песни, выбор ребёнком знакомой песни для слушания или пения с объяснением «почему нравится эта песня?» Все эти приёмы заставляют детей произвольно вызывать в памяти музыкальные представления.

Правильное пение без сопровождения показывает, что у ребёнка есть точные произвольные представления, но и слово ребёнка о песне доказывает, что произвольность представления о песне имеет место.

Поэтому, используя в работе по развитию произвольных музыкальных представлений различные приёмы, правильно чередовать высказывания детей о песне и пение без сопровождения. Так как именно такое пение может постепенно приучить детей петь самостоятельно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: