Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка...........................................................................................3 1. Чистота интонации и музыкальные способности............................................7 2. Чистота интонации и певческий голос............................................................10 3. Пути развития чистоты интонации..................................................................12 4. Пути развития музыкального слуха................................................................13 5. Приёмы, развивающие произвольные музыкальные представления...........21 Литература..............................................................................................................23



Пояснительная записка.

Основным видом музыкальной деятельности детей является пение – оно доступно детям с дошкольного возраста и занимает ведущее место в музыкальном воспитании. При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии песни, так как неверное исполнение мелодии искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании песни, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей.

Воспитывающее влияние пения возрастает и углубляется, когда дети правильно передают мелодию. Поэтому понятна важность задачи развития чистоты интонации в пении детей с раннего возраста.

Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики.

Чистота певческой интонации зависит от многих факторов, в первую очередь, от степени развития музыкального слуха, а также степени развития профессиональных певческих навыков.

Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики.

В последнее время из-за высокого спроса на услуги по обучению сольному пению и постановке голоса появилось огромное число непрофессиональных педагогов. Они не только не имеют специального вокального образования, но не представляют себе даже строение голосового аппарата и структуру голосовой функции, чем наносят вред своим ученикам. В итоге, даже у одаренных от природы детей подобные занятия приводят к срыву голоса, заболеваниям голосового аппарата, возникновению трудно устранимых вокальных дефектов. Одними из самых распространенных дефектов являются утрата красоты тембра голоса, потеря навыка чистого интонирования.

Чистое интонирование в наше время, к сожалению, не является обязательным фактором в развитии голоса, как, впрочем, не имеет значения и собственно развитие голоса. Культурные запросы современного общества снижены до неприличия, распространяется низкопробная поп-культура. Вокальное искусство теряется на фоне развлекательных опусов с неприличным звуком и безнравственным содержанием.

 Музыка, как и другие искусства, отражает действительность в художественных образах и имеет идейное содержание, но вместе с тем музыке свойственны особые, только ей присущие черты. Художественные образы в музыке – образы звуковые, их развитие совершается во времени, последовательно. Музыкально – звуковое движение обладает свойством очень выразительно передавать тончайшие, почти неуловимые оттенки человеческих переживаний и настроений, нередко очень сложных, противоречивых, богатых переходами из одного состояния в другое. Благодаря этому свойству музыка, являясь средством образного познания действительности, влияя на развитие сознания, вместе с тем отличается огромной силой непосредственного эмоционального воздействия. Отражая переживания, музыка вызывает у слушающих и исполняющих ее людей подобные эмоции.

Главное в музыкальном произведении, его сущность, отражение его основной идеи – мелодии. По определению, принятому советскими музыкантами, мелодией называется музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Каждая мелодия состоит из частиц, называемых интонациями.

Интонация – самая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательностью двух (и больше) звуков.

В музыке существуют некоторые закономерности, которым подчинено строение интонаций и мелодии. Мелодию нельзя сводить к простой последовательности интонаций. Для того чтобы быть музыкальной мыслью, выражать содержание произведения, мелодия должна иметь начало, конец, движение интонаций должно чем-то определяться. Таким определяющим началом для построения мелодий является лад  – система звуковысотных связей, объединённая главным устойчивым звуком – т о н и к о й, к которой тяготеют все остальные звуки лада.

Кроме понятия интонации, как частицы мелодии, существует еще понятие – интонация исполнительская, т.е. передача высоты звуков при исполнении.

«Подобно слову в живой речи музыкальная интонация, как частица мелодии, подлежит в реальном исполнении музыки тому или иному «произнесению», т. е. интонированию. Отсюда понятие исполнительской интонации – т. е. точного, чистого или фальшивого, выразительного или невыразительного интонирования» (Л. Мазель).

Точное интонирование или чистая интонация – верная передача высоты музыкальных звуков.

Эти два определения – интонация как частица мелодии и интонация исполнительская – связаны между собой, т. к. исполнение даёт возможность услышать музыкальную интонацию.

Учёт этих данных имеет значение для определения путей развития у детей навыка чистого интонирования.

Таким образом, цель нашей работы – развитие чистоты интонации в пении детей – будет выполнена при решении следующих задач:

образовательные:

· обучить правильному звукообразованию, дыханию и дикции;

· обучить навыку правильного певческого звучания;

· обучить правильному формированию гласных;

развивающие:

· развить певческое дыхание;

· развить артикуляционный аппарат;

· развить эмоциональной отзывчивости на музыку;

· сформировать навыки осмысленного и выразительного исполнения вокальных упражнений и вокальных произведений.

воспитательные:

·  воспитание бережного отношения к своему голосу;

·  формирование эстетического вкуса;

·  повышение общего культурного уровня обучающихся.

В пении всё взаимосвязано. Развитие одних вокальных навыков помогает развиваться другим вокальным, а также творческим, музыкальных навыкам.

Процесс развития чистоты певческой интонации способствует развитию музыкальных способностей и профессиональных певческих навыков, необходимых для обучения вокалу.

А, в свою очередь, процесс развития музыкальных способностей и профессиональных певческих навыков способствует развитию чистоты певческой  интонации.

Такое взаимодействие постепенно формирует голосовой аппарат.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: