На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём

 

 

Распределение заданий экзаменационной работы по основным содержательным разделам курса русского языка дано в таблице 1.

Таблица 1

Содержательные разделы Количество заданий Максимальный первичный балл
Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) 1 7
Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи 1 1
Выразительность русской речи 1 1
Орфография 1 1
Лексика 1 1
Синтаксис 2 2
Пунктуация 1 1
Речь. Письмо. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи 1 9
Практическая грамотность и фактическая точность речи Части 1, 3 (в целом) 10
Итого 9 33

 

На рисунке показана структура экзаменационной работы и проверяемые темы школьного курса русского языка.

 

При подготовке к ОГЭ важно усвоить главное: в экзаменационной работе нет материала, который бы выходил за пределы школьных учебников и программ. Поэтому следует готовиться по тем учебникам, по которым Вы учились в школе. Можно использовать дополнительные материалы при подготовке. Пособия для подготовки к экзамену Вы выбираете самостоятельно. Проконсультируйтесь со своим учителем русского языка.

Рекомендуем Вам использовать следующую таблицу, включающую все темы и элементы содержания, которые могут быть проверены на ОГЭ по русскому языку (таблица 2). Отметьте, какие темы Вы уже изучили / повторили, а какие ещё предстоит изучить / повторить. Так Вы сможете спланировать свою подготовку к экзамену.

 

Таблица 2

  Элементы содержания Пройдено Необходимо изучить / повторить

Фонетика

  Звуки и буквы    
  Фонетический анализ слова    

Лексика и фразеология

  Лексическое значение слова    
  Синонимы. Антонимы. Омонимы    
  Фразеологические обороты    
  Группы слов по происхождению и употреблению    
  Лексический анализ    

Морфемика и словообразование

  Значимые части слова (морфемы)    
  Морфемный анализ слова    
  Основные способы словообразования    
  Словообразовательный анализ слова    

Грамматика. Морфология

  Самостоятельные части речи    
  Служебные части речи    
  Морфологический анализ слова    

Грамматика. Синтаксис

  Словосочетание    
  Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения    
  Второстепенные члены предложения    
  Двусоставные и односоставные предложения    
  Распространённые и нераспространённые предложения    
  Полные и неполные предложения    
  Осложнённое простое предложение    
  Сложное предложение    
  Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения    
  Сложные предложения с разными видами связи между частями    
  Способы передачи чужой речи    
  Синтаксический анализ простого предложения    
  Синтаксический анализ сложного предложения    
  Синтаксический анализ (обобщение)    

Орфография

  Орфограмма    
  Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и и Ц    
  Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц    

 

  Употребление Ь и Ъ    
  Правописание корней    
  Правописание приставок    
  Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)    
  Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи    
  Правописание падежных и родовых окончаний    
  Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий    
  Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи    
  Правописание отрицательных местоимений и наречий    
  Правописание НЕ и НИ    
  Правописание служебных слов    
  Правописание словарных слов    
  Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи    
  Орфографический анализ    

Пунктуация

  Знаки препинания между подлежащим и сказуемым    
  Знаки препинания в простом осложнённом предложении    
  Знаки препинания при обособленных определениях    
  Знаки препинания при обособленных обстоятельствах    
  Знаки препинания при сравнительных оборотах    
  Знаки препинания при уточняющих членах предложения    
  Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)    
  Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения    
  Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение)    
  Знаки препинания при прямой речи, цитировании    
  Знаки препинания в сложносочинённом предложении    
  Знаки препинания в сложноподчинённом предложении    
  Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи    
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении    
  Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью    
  Тире в простом и сложном предложениях    
  Двоеточие в простом и сложном предложениях    
  Пунктуация в простом и сложном предложениях    
  Пунктуационный анализ    

Речь

  Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста    
  Средства связи предложений в тексте    
  Стили и функционально-смысловые типы речи    
  Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения    
  Анализ текста    
  Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи    

Языковые нормы

  Лексические нормы    
  Грамматические нормы (морфологические нормы)    

 

| Грамматические нормы (синтаксические нормы)              |                  |

Выразительность русской речи

  Выразительные средства русской фонетики    
  Выразительные средства лексики и фразеологии    
  Анализ средств выразительности    

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

   

 

Безусловно, особое внимание стоит уделить тем заданиям, которые вызывают у Вас затруднения. Но с учётом типичных ошибок участников ОГЭ прошлых лет рекомендуем Вам потренироваться в выполнении заданий, проверяющих следующие умения.

Тема 1. Фонетика

Основные умения:

• определять звуковой состав слова, правильно делить на слоги, давать характеристику звуков слова;

• проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов.

Перечисленные умения очень важны при выполнении конкретных заданий экзаменационной работы, например, при выполнении задания 5, которое проверяет Вашу орфографическую грамотность.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) - в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАССТИЛАТЬСЯ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ -в форме множественного числа имени существительного 3-его склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- ­и суффикса -И.

Ответ:.

В этом задании необходимо выбрать правильное написание указанной в примере буквы. Обратите внимание на то, что при анализе ответов под номерами 1, 3, 4 Вам не обойтись без знаний по фонетике. Вы должны уметь определять звуковой состав слова, который подразумевает различение звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных, чередующихся гласных в корне.

При выполнении задания 5 Вам необходимо провести частичный фонетический анализ слова, определяя особенность согласных звуков (мягкие или твёрдые, глухие или звонкие) и учитывая при этом не только качественную их характеристику, но и возможные фонетические процессы: оглушение и озвончение, особенности произношения некоторых сочетаний букв. Эти умения должны применяться вместе с другими видами анализа: орфографическим, лексическим, морфологическим, морфемным и словообразовательным. Именно эти виды анализа позволят решить приведённое выше задание: верными будут ответы 1 и 5. Таким образом, в бланк ответа записываем: 15<или>51.

Знания по разделу «Фонетика» понадобятся и при выполнении заданий к тексту - 7 (анализ средств выразительности в тексте), 9.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему).

Тема 2. Лексика и фразеология

Основные умения:

• определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистическую окраску слова, сферу употребления;

• подбирать синонимы, антонимы;

• проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов.

Следует помнить, что лексические явления многообразны[1]. Основное понятие лексики - это слово. Слово - основная единица языка.

Существует несколько способов объяснения лексического значения слова.

1. Краткое толкование слова (чаще всего используется в толковых словарях).

2. Подбор синонимов (помогает уточнить значение слова и вспомнить другие слова с похожим значением): актуальный (вопрос) - синонимы: современный, животре­пещущий, наболевший, злободневный, острый.

3. Подбор антонимов (помогает прояснить значение слова путём сравнения его со словами, противоположными по значению): смеяться - антонимы: плакать, рыдать, реветь, заливаться слезами, утопать в слезах, хныкать.

4. Подбор однокоренных слов (помогает понять, почему именно так назван предмет,

явление):      Сожаление - жалость, жалеть, жалостливый, безжалостный,

пожалеть.

Во фразеологизме, в отличие от свободного словосочетания, лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом.

При проведении лексического анализа слова необходимо внимательно читать текст, чтобы правильно определить лексическое значение, определить его стилистическую окрашенность.

Задание 8 проверяет умение проводить лексический анализ. Например:



Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16).

Выпишите один из этих синонимов.

Чтобы успешно справиться с этим заданием, необходимо внимательно читать текст, вдумываться в содержание прочитанного. В этом примере употреблено редкое слово. О значении этого слова можно догадаться, если внимательно прочитать текст.

Читаем текст.

(1)На маленькой пристани уже набился народ.

- (2)Матвей Капитоныч, поторопись! - закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.

- (7)Матвей Капитоныч, здравствуй!

- (8)Отойдите, не мешайте! - вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка у дарилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.

- (11)Эй! - покрикивал он. - (12)Садись с левого борта. (13)А ты, с котелком, - туда... (14)Тихо... (15)Без паники.

(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19)И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20)В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке.

- (21)Мотенька, что это?

- (22)Ну что! - сказал он, не поворачивая головы. - (23)Ничего особенного. (24)Зенитки. (25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу - было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? - подумал я. - (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. (33)А впрочем, он ещё маленький, - подумалось мне. - (34)Не понимает, что такое смерть».

(35) Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два.

(36) В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.

- (38)Да, да. - сказал он, вытирая платком лицо. - (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило.

- (43)Как перевозчика? - сказал я. - (44)Где? (45)Какого?

- (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе.

- (49)А сейчас там какой-то мальчик, - сказал я.

- (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб.

(52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? - подумал я. - (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только - он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».

(По Л. Пантелееву)

Ответ к этому заданию: судно <или> лодка <или> шлюпка (см. подчеркивание в тексте). Любое из приведённых слов будет засчитано как правильный ответ на это задание.

Уметь определять лексическое значение слова - важнейшее умение, необходимое для успешного выполнения всех заданий экзаменационной работы.

От того, насколько точно Вы употребляете слово, как понимаете его лексическое значение, зависит не только выполнение задания 8, но и успех написания изложения и сочинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: