Тема 7. Пунктуация
Основные умения:
• проводить пунктуационный анализ предложения и текста;
• соблюдать орфографические нормы в письменной речи: применять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Задание 3 нацелено на проверку умения применять теоретические знания по синтаксису на практике - при расстановке знаков препинания в предложении. Для анализа предлагается текст, состоящий из трёх предложений. На местах пропусков необходимо расставить знаки препинания, а в ответе записать те цифры, на месте которых стоит тот знак препинания, который указан в формулировке задания. Например:
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля - шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
|
|
Ответ:.
Правильная расстановка знаков препинания всегда вызывает определённые трудности, поэтому следует сначала внимательно прочитать предложение, понять, о чём говорится в предложении; определить синтаксическую структуру предложения (определить грамматическую основу предложения, количество грамматических основ, наличие второстепенных членов предложения; обособленных членов предложения и т.д.). Трудности в пунктуации связаны, как правило, с неумением определять грамматическую основу предложения. А это одно из основополагающих, базовых умений в области синтаксиса, чрезвычайно важное для постижения структуры предложения, а следовательно, для овладения пунктуационными нормами.
Следует внимательно прочитать условие задания: постановку какого пунктуационного знака Вам предстоит анализировать. В приведённом примере необходимо указать все цифры, на месте которых стоят ЗАПЯТЫЕ. Для успешного выполнения этого задания Вам понадобятся умения по синтаксису, важнейшим из которых является умение определять грамматическую основу предложения, а также умение пользоваться знаком препинания в соответствии с пунктуационными правилами.
Проанализируйте синтаксическое строение каждого предложения. Для этого выделите грамматические основы каждого предложения. Анализ предложений показывает, что постановка запятых необходима на месте следующих цифр: 13456789. Итак, в строке ответа записываем: 13456789<или>любую другую последовательность этих цифр
|
|
Тема 8. Речь
Основные умения:
• анализировать текст;
• выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, композиционные элементы текста;
• определять функционально-смысловые типы речи, принадлежность текста к одному из них и к функциональной разновидности языка;
• создавать тексты различных типов речи и соблюдать нормы их построения;
• определять виды связи, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте, а также уместно и целесообразно их использовать.
Читая текст,
1. обращайте внимание на все непонятные слова и выражения. Помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста;
2. ведите диалог с автором текста. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании.
3. проверяйте верность выдвинутых Вами предположений при чтении последующих частей текста;
4. старайтесь всё время выделять в тексте главное, существенное. Находите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают ключевые понятия и мысли;
5. особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающее, «узловые» суждения автора;
6. обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном значении. Это поможет Вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст;
7. приготовьтесь к тому, что, отвечая на задания экзаменационной работы, Вам придётся постоянно возвращаться к тексту, перечитывать его полностью или частично.
Тема 9. Языковые нормы
Основные умения:
• определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
• выявлять смысловые, стилистические различия синонимов, употребление их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
• соблюдать грамматические нормы, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имён существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видо-временной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте.
Языковые нормы проверяются практически во всех заданиях экзаменационной работы. Особое внимание следует обратить на соблюдение языковых норм при написании сочинения и изложения. К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1. ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2). неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать календарные расчёты быстро и точно (следует: даст... научит... или: даёт... учит...);
3. ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4. ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5. неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут).
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:
1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: ..это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ...нужны смелость, знания, честность);
|
|
2. ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: ...всего две проблемы);
3. неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4. неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это нарушения, связанные с неразвитостью речи.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол «взглянуть» обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол «заглянуть» (быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблён его синоним «знакомо»); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова «пространство» лучше употребить его синоним - «место»; иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены);
|
|
3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «весёлый» и «мажорный» антонимами не являются);
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Тема 10. Выразительность русской речи
Основные умения:
• анализировать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись, эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы, литота) в речи;
• уместно использовать фразеологические обороты в речи;
• корректно и оправданно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул.
Анализ выразительных средств текста - один из наиболее сложных видов языкового анализа. Следует подчеркнуть, что такая «поверка алгеброй гармонии» даёт возможность не только выявить оригинальность и неповторимость текста, но и лучше понять его содержание.
Задание 7 в экзаменационной работе проверяет умение определять наиболее типичные языковые средства, которыми пользуется автор прочитанного Вами текста, чтобы более точно и выразительно передать свои мысли и чувства. Напоминаем, что это одно из самых сложных заданий экзаменационной работы. Для того, чтобы правильно выполнить это задание, рекомендуем выучить все необходимые средства выразительности[2](определения, разновидности, функции).
Тема 11. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
Основные умения:
• понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в письменной форме;
• характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.
Анализ работ девятиклассников выявил некоторые проблемы, связанные с недостаточной сформированностью комплекса умений, необходимых при написании сжатого изложения (задание 1, часть 1).
Восприятие текста на слух потребует от Вас определённых аналитических навыков, в частности, узнавания в тексте так называемых смысловых маркеров - слов и выражений, отмечающих ключевые моменты содержания и передающих главную информацию. Недостаточная сформированность таких навыков ведёт к подробному изложению. А Вам необходимо написать сжатое изложение!
С другой стороны, экзаменуемые нередко пропускают одну из микротем текста, допускают расширение информации исходного текста за счёт прибавления не содержащейся в нём микротемы, которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом.
Судя по экзаменационным работам, девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.
Поэтому необходимо научиться определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их смысловые связи. Следует отрабатывать умение членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы. Наконец, чтобы успешно справиться с задачей, ученики должны овладеть основными приёмами сжатия текста.
К основным языковым приёмам сжатия исходного текста относятся:
1. Исключение
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
• исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
Внимание! Исключать можно только второстепенную информацию!
2. Обобщение
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена прямой речи косвенной.
Следует помнить о том, что сжатое изложение - это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала.
Экзаменационные работы свидетельствуют о том, что у многих девятиклассников недостаточно сформировано умение письменно передавать обработанную информацию. Как известно, это умение предполагает прежде всего правильный выбор слов для передачи содержания, затем - представление о нормах лексической, грамматической и стилистической сочетаемости этих слов, потом - владение синтаксисом предложения, и наконец, владение умениями, связанными с формированием текста. Таким образом, выбор слов и правильность их сочетаний - это основа всякой речи, в том числе и письменной. Обратите на это внимание!
Сочинение-рассуждение (альтернативные задания 9.1, 9.2, 9.3) проверяет прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и вследствие этого строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание следует уделить умению аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.
Какую бы тему сочинения Вы ни выбрали, помните о том, что подбор аргументов надо производить очень тщательно, строго в соответствии с темой, иначе грозит опасность перегрузить сочинение материалом или, как говорят, «завязнуть в материале». При написании сочинения следует соблюдать все правила оформления рукописи: пишите разборчиво, грамотно, аккуратно, соблюдая деление на абзацы. Это поможет проверяющему лучше понять Вас, а Вам - набрать максимально возможное количество баллов за грамотность работы.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
Напомним, что ответ на задание 1 (сжатое изложение) части 1 работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сжатое изложение - 7.
За верное выполнение каждого задания части 2 работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы - 7.
Оценка ответа к заданию части 3 работы (сочинение-рассуждение) осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сочинение- рассуждение (альтернативное задание) - 9.
Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет максимум 10 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы - 33.
При подготовке к экзамену по русскому языку Вам могут быть полезны следующие ресурсы, ссылки на которые Вы можете найти в специализированном разделе сайта ФГБНУ «ФИПИ» или по ссылке http://fipi.ru/materials
1) Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации (http://www.gia.edu.ru/ru/);
2) Открытый банк заданий ОГЭ;
3) Кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по русскому языку; демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 г. по русскому языку; спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 г. ОГЭ по русскому языку.
Желаем успеха на экзамене!
[1] См. раздел 2 «Лексика и фразеология» в таблице 2.
[2] См. раздел таблицы 2 «Выразительность русской речи».