По уровню правового регулирования можно выделить:
а) международный компонент – общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры с участием Российской Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном уровне – например, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года;
б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации) или федеральными органами власти, специально посвященные
регулированию местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., или затрагивающие вопросы местного самоуправления (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.п.);
в) региональный компонент – конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.;
|
|
г) муниципальный компонент – уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и соглашения, местные обычаи.
Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровне в основном осуществляется законами субъектов РФ и постановлениями правительств субъектов РФ. Отдельные вопросы, как правило, носящие не нормативный, а регулирующий характер, решаются посредством принятия указов (постановлений) высших должностных лиц субъектов РФ.
Федеральный законодатель устанавливает, что развитие муниципальной службы в субъекте РФ обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъекта РФ, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджета субъекта РФ (ч. 2 ст. 35 ФЗ-25). При этом программа развития муниципальной службы субъекта РФ утверждается соответствующим региональным законодательным актом.
По виду источника муниципального права и его юридической силе различаются:
а) международные договоры Российской Федерации;
б) Конституция Российской Федерации;
в) решения Конституционного Суда Российской Федерации;
г) федеральные конституционные законы и федеральные законы;
д) конституции, уставы и законы субъектов федерации;
е) решения конституционных, уставных судов субъектов федерации;
ж) подзаконные акты федеральных органов государственной власти;
з) подзаконные акты органов государственной власти субъектов федерации;
и) уставы муниципальных образований;
к) муниципальные нормативные акты и муниципальные договоры;
|
|
л) местные обычаи (в случае их признания законом – например, обычаи коренных малочисленных народов).
По виду субъектов принятия источники делятся на акты, принимаемые:
а) непосредственно народом Российской Федерации, населением субъекта федерации или муниципального образования;
б) органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации;
в) органами местного самоуправления.
По содержанию регулируемых отношений источники муниципального права делятся на акты, которые:
а) носят комплексный характер, так как регулируют широкий круг вопросов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;
б) носят специальный характер, так как регулируют только определенную сферу местного самоуправления (например, местный бюджет, муниципальную собственность, муниципальную службу и т.д.
Тема 2. Местное самоуправление в системе народовластия
Охарактеризуйте местное самоуправление — основу конституционного строя РФ.
Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления.
В соответствии со статьей 16 Конституции Российской Федерации положения статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации.