Как и любая другая норма права, муниципальная норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Муниципально-правовые нормы — это нормы права (правила поведения), которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления. В совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права.
Нормам муниципального права присущи черты, которые характерны для всех видов правовых норм. Вместе с тем данные нормы имеют свои собственные особенности.
Основной особенностью муниципально-правовых норм является то, что они регулируют общественные отношения в сфере организации и регулирования местного самоуправления.
Другой особенностью является то, что муниципальные нормы складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, а с другой стороны, из правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления (которые не входят в систему государственных органов) в результате их нормотворческой деятельности на местном уровне.
|
|
Специфика муниципально-правовых норм также заключается в том, что эти нормы как бы распределены «по двум адресам». Это означает, что муниципальные нормы одновременно относятся к двум отраслям права — отрасли муниципального права и основной отрасли — конституционному, административному, финансовому праву и др.
В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм и уяснения их содержания эти нормы классифицируются по видам.
Классификаций муниципально-правовых норм множество, приведем основные из них.
Нормы муниципального права бывают материальными и процессуальными. Материальные характеризуются тем, что закрепляют полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц, права и обязанности граждан, других субъектов в сфере муниципального права. Процессуальные нормы определяют различного рода процедуры, связанные с местным самоуправлением (порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления и т.д.).
Кроме того, нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают. По этому основанию они делятся на регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного самоуправления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного самоуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непосредственного отправления населением муниципальных функций.
|
|
По характеру предписаний рассматриваемые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие или дозволительные нормы.
Дозволительные нормы закрепляют правовые возможности участников муниципальных отношений путем установления их полномочий и прав. Это нормы-разрешения, которые устанавливают, что можно делать. Таковы например, правила, закрепляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
Обязывающие нормы предписывают совершать гражданами, органами, организациями определенные действия в сфере местного самоуправления, например, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.
Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий, то есть устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодательством предусмотрено, например, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных образований не допускается.